Закон для жизни. «Всё будет так, как государь велит»?
Читать в этот день многочисленные «здравицы» в адрес Конституции типа, что основной закон «стал символом современной России, демократического государства со славным прошлым и великим будущим», как-то даже неловко.
Вот один из авторов этого закона «старик Шахрай», заслуженный юрист России, написал статью о том, что ему с соавторами удалось создать совершенно замечательный, так сказать «живой», саморазвивающийся документ, на основе которого можно «вырастить новую политическую и конституционную систему для России».
Да, кто же спорит-то?! Конституция на самом деле получилась замечательная. Лучше Сталинской, которая тоже была передовой для своего времени. Только не работала.
Вот и в новой российской Конституции записано много чего хорошего и демократического. Есть даже, как утверждает Шахрай, «эффективные страховочные механизмы от неумеренной абсолютизации центральной власти», такие, например, как система федерализма и институт Конституционного суда.
Но можно ли нынешнюю «вертикальную» Россию называть «федерацией»? И когда в последний раз Конституционный суд ограничивал какую-нибудь «неумеренность» центральной власти?
Не будем, чтобы не «дразнить гусей», рассуждать о возможности полноценной реализации записанных в Основном законе прав и свобод. Но вот вам совершенно свежие «конституционные» сюжеты — в День Конституции Минтруд выступает с инициативой запретить россиянам работать из-за границы. Не «иноагентам», заметьте, не преступникам, признанным таковыми судом, — обычным, в общем-то, гражданам России, имеющим, как все прочие граждане, право на труд. И тут же мы слышим не возмущение общественности, а слова одобрения — потому что «буква» закона не соответствует «духу», отражающему «солидарную позицию власти».
В комиссия Совфеда по защите государственного суверенитета рекомендуют ввести в дошкольные заведения «детские программы по политическому образованию». И возникает подозрение, что мы имеем дело с ползучим внедрением в образование той самой «единственной идеологии», которая прямо запрещена Конституцией.
Почему это не удивляет? Наверное, потому, что едва ли ни с момента принятия Конституции 1993 года государственная «система» жила так, чтобы использовать Основной закон, одновременно и не нарушая, и не исполняя его. Изобретая способы половчее обойти конституционные нормы и шумно внося в неё порой совершенно пустые поправки...
А ведь любая нормальная конституция, по здравому размышлению, должна быть простым и понятным, не требующим разъяснений законом, делающим жизнь в стране безопасной и удобной. А когда граждане будут сыты и довольны своей жизнью, тогда наверняка появятся и консолидация, и гордость, и даже «технологический суверенитет». Вот увидите.
Пока же на практике наша Конституция, открывающаяся основополагающей преамбулой «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...», похоже, в итоге сводится к известной резолюции российского императора Павла I: «а в общем всё будет так, как государь велит».
Илья Неведомский
СамолётЪ