IT взаперти. Внутренняя конкуренция IT-компаний, «запертых» в подсанкционной России, может усугубить их отставание от лидеров глобального рынка
Эксперт отмечает, что на первый взгляд ситуация в отечественном IT-секторе обстоит благополучно — за последние 2,5 года российский технологический сектор получил мощный стимул к развитию. Инвестиции в основной капитал IT-отрасли, как и спрос на российские решения, растут двузначными темпами, а разработчики программного обеспечения проводят удачные IPO. И всё благодаря уходу зарубежных вендоров, подкреплённому государственной политикой протекционизма.
Это заставило участников российского IT-рынка включиться в состязание между собой, топливом для которого стали два ключевых ресурса: заемные средства и опытные IT-специалисты. Дешевые кредиты компании брали в банках за счет мер господдержки, предполагающих субсидирование ставок, а людей заманивали высокими зарплатами и льготной ипотекой.
«А поутру они проснулись»
Однако серия повышений ключевой ставки, которую ЦБ начал летом 2023 года и продолжает до сих пор, а также дефицит высококвалифицированных IT-специалистов уже существенно «охладили» отечественный технологический рынок и могут привести к непростым для него последствиям.
Российский рынок информационных технологий существует не в изоляции от внешнего мира, отмечает Евгений Черешнев. Компании экспортируют свои продукты и услуги, специалисты обмениваются знаниями и опытом на профильных конференциях, а руководители компаний изучают успешные кейсы зарубежных игроков.
Даже в условиях санкций и сложностей с проведением платежей через банки, объём экспорта российских IT-решений по итогам года составил около 3,3 миллиарда долларов.
Однако с каждым годом российским компаниям становится всё сложнее не только увеличивать экспорт, но и поддерживать своё присутствие на зарубежных рынках. Уже сейчас можно заметить первые признаки этой тенденции: по итогам 2023 года фактический объём экспортных продаж российских IT-компаний сократился на 15%. И причина не только в санкциях.
Гонка другого масштаба
Проблема в том, полагает эксперт, что российские компании конкурируют друг с другом за кадры и финансирование, надеясь получить дополнительные 10% прибыли на внутреннем рынке. В то же время глобальный IT-сектор участвует в гонке совсем другого масштаба.
Зарубежные корпорации соревнуются за лидерство в технологической революции, вызванной развитием генеративного искусственного интеллекта. И борьба эта идёт как в разработках, так и в сделках. По данным Crunchbase, во втором квартале 2024 года мировое финансирование стартапов выросло до 79 миллиардов долларов, что на 16% больше, чем годом ранее. Из этой суммы 24 миллиарда были направлены на проекты, связанные с искусственным интеллектом.
«В то время как Microsoft проводит многомиллиардные сделки по приобретению разработчиков ИИ-решений, Amazon инвестирует около 20% своей годовой прибыли в рискованные исследования и разработки, а топ-менеджеры Nvidia, чья капитализация за последний год превысила отметку в 3 триллиона долларов, заключают партнёрства с целыми странами для развития инфраструктуры для ИИ-сервисов, мы выпускаем очередной аналог офисного пакета, мечтаем о собственных процессорах и надеемся на снижение ключевой ставки, — отмечает Черешнев. — И это очень рискованный путь».
Просто потому, что инвестиции в разработки инновационных решений в ближайшее время дадут зарубежным корпорациям такие преимущества на рынках, которым российским IT-компаниям будет сложно противостоять. Зачем, к примеру, в Индонезии нужен аналог Excel, если под его капотом нет инструментов с генеративным ИИ? Кому во Вьетнаме нужен процессор, если он не соответствует по мощности, энергопотреблению и тепловыделению доступным американским и китайским аналогам?
Ловушка карго-культа
Основная проблема, полагает эксперт, заключается в том, что копирование уже существующих продуктов и услуг становится своего рода карго-культом. Такой подход не имеет ничего общего с инновационной разработкой — созданием новых продуктов и технологий, которые будут доминировать на рынке через два, три или пять лет. И если ситуация не изменится, то через некоторое время самые современные российские IT-решения, разработанные для внутреннего рынка, будут выглядеть как музейные экспонаты для потенциального партнёра из Вьетнама, Мексики или Франции. Это тупик, из которого нужно срочно выбираться.
«Самый большой риск для нас заключается в том, что нехватка кадров, объёма внутреннего рынка и лёгких денег приведёт всех участников российского IT-сектора к постоянной и усиливающейся внутренней конкуренции за ограниченные ресурсы. Придётся сосредоточиться не на инновациях, а на выживании, замедлить развитие и законсервироваться на внутреннем рынке, отстав от глобальной индустрии», — подчёркивает автор.
Необходимо «созидание с опережением»
Тогда как в условиях нехватки ресурсов, которая совпала с новой технологической революцией, наиболее перспективным вариантом была бы не конкуренция между российскими IT-компаниями за небольшие доли внутреннего рынка, а кооперация крупнейших игроков отечественного рынка высоких технологий и экосистем. Объединяя усилия, они должны научиться совместно создавать прорывные решения.
Так у России появится шанс не отстать от мировых лидеров, убеждён Черешнев. Но для этого нужно выполнить необходимое условие: отечественные компании должны научиться непрерывно создавать IT-продукты, которые будут отличаться не только новизной, но и оптимальным соотношением цены и качества.
«Наши высокотехнологичные продукты должны быть настолько конкурентоспособными, чтобы продавать себя без дополнительной стимуляции, как это делают автоматы Калашникова, водка, икра, атомные электростанции, балет, классическая литература и многое другое», — поясняет эксперт. Призывая представителей российского IT-сектора брать курс «на созидание с опережением, а не слепое копирование».
Только он позволит отечественным компаниям развиваться, а не стагнировать, «постоянно копируя технологии, суть которых с каждым годом будет всё более неуловимой».
Подготовил Сергей Михайлов
СамолётЪ