Отобрать и поделить! Коммунальные тарифы как зеркало государственного управления
Своим эмоциональным выступлением на НТВ в понедельник, 11 марта, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев словно сорвал информационный кран: практически изо всех медиа немедленно потекли потоки комментариев, пересказывающих, уточняющих, а чаще «преувеличивающих» то, что сказал главный антимонопольщик страны.
А сказал он, если коротко, следующее. Граждане переплачивают больше 100% себестоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), и для того, чтобы бороться с завышенными тарифами, нужен закон о тарифном регулировании. Без него, по мнению Артемьева, просто невозможно подобраться к «сынуле какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию».
Слова главы ФАС упали на благодатную почву — граждане устали вздрагивать всякий раз при получении квитанций на оплату ЖКУ, видя в них стремительно растущие цифры. Причём квитанции продолжают множиться благодаря инициативе руководства страны: кажется, только-только привыкли к поборам на капитальный ремонт разваливающихся многоквартирных домов (которые государство во время приватизации клялось передать новым собственникам в «надлежащем виде»), а тут подоспела «мусорная реформа», сразу уравняв плату за вывоз мусора, прежде казавшуюся копеечной, с оплатой за электричество.
О том, что Артемьев попал в точку, свидетельствуют стремительно размножившиеся публикации, посвящённые не втрое-вчетверо завышенным ценам на гигакалории и киловатты, не бесполезности счётчиков в условиях, когда стоимость коммунальных ресурсов растёт, опережая их потребление, не украденным газопроводам, а ставшей уже традиционной теме «жуликов из управляющих компаний». Апофеозом многочисленных рассказов о приписках, двойных квитанциях и прочих ужасах УК стала полумифическая история жителя Перми, который получил от УК «Свой дом» счёт за февраль 2019 года на два миллиона рублей за обслуживание квартиры площадью 40,5 квадратного метра. Бухгалтера ошибочно посчитали, что в квартире прописаны четыре тысячи человек. И эта история несчастного пермяка, в одночасье ставшего новым «распятым мальчиком» нашего ЖКХ, затмила собой всё остальное.
Дело, кажется, довершили авторитетные лоббисты коммунальных монополистов. Например, сенатору Пушкову достаточно было в своём твиттере написать, что, мол, Артемьеву, чем нападать на ресурсоснабжающие организации и региональные власти, лучше было бы обратить внимание на управляющие компании, которые «никогда не ошибаются в пользу жильцов». И некоторые коллеги тут же начали строчить статьи под броскими заголовками типа «Доуправлялись!», предрекая «возврат УК в государственную собственность».
А ведь когда-то именно с вывода управляющих организаций из-под полного контроля государства и началась пресловутая, но безальтернативная реформа разрушенной советским хозяйствованием сферы ЖКХ. У государства не было денег на то, чтобы латать ветшающие дома и гниющие трубы, и оно передало всё это добро в руки частника в надежде, что он «что-нибудь придумает». Он что-то придумал. Став одновременно и заложником своего бизнеса, основанного на обслуживании чужой собственности, и ширмой между народом и властью, народом и госмонополистами, которую задёргивают всякий раз, когда степень злоупотреблений доминирующим положением (неважно — в политике или экономике) становится слишком очевидной. Видимо, сейчас настал именно такой момент.
Так может ли государство/региональная/муниципальная власть вернуть себе управление домами? Да легко.
Мало того, такие попытки уже предпринимались в России. Например, в городе Череповце. Где несколько лет назад за счёт продажи муниципальной собственности и административного давления реанимировали одну муниципальную УК и заново создали другую — на здоровом теле местного Водоканала — городского монополиста.
«Если муниципалитет поднимет тарифы, вложит бюджетные средства в развитие МУПов, выстроит схему контроля, думаю, что он в принципе справятся с задачей перевести все дома под свой контроль, — поделился мнением руководитель одной из крупных частных УК города. — Но вряд ли от этого станет лучше собственникам жилья, которые 70% своих коммунальных платежей отдают не за управление домом, а за непрерывно дорожающие ресурсы».
Но вернуть всё обратно — это значит не только понести колоссальные затраты бюджетных средств на начальном этапе, но и возложить на себя (муниципалитету, а заодно и руководству региона) всю ответственность, грозящую взрывом социального напряжения опять на муниципалитет. А ситуация, как мы знаем, и без того сложная. Поэтому все подобные разговоры, вероятно,так останутся просто разговорами. Думаю, в уже ближайшем будущем мы услышим ещё не одну душераздирающую историю о «злых управдомах», «распинающих» жильцов, о рейдах «контролёров» и прокурорских проверках.
И это будет лучшим свидетельством того, что на самом деле в серой зоне нашего ЖКХ ничего не меняется, и тот самый артемьевский «сынуля» по-прежнему чувствует себя отлично.
Юрий Антушевич
СамолётЪ