День медсестры: респект вместо повышения зарплаты
В субботу, 12 мая, во всём мире отмечается День медицинской сестры. В медицинских организациях Вологодской области, по данным департамента здравоохранения, работает более 11 тысяч специалистов со средним образованием, в том числе более 7 тысяч медицинских сестер.
Накануне этого дня более сотни медицинских сестер собрали в Вологде на конференцию.
«Собравшиеся обсудили важнейшие в медицине вопросы: наставничество, умение соблюдать нормы этико-деонтологического общения с больным и его родными, чуткость, внимательность и сердечность, — важнейшие элементы процесса лечения» — сообщается в пресс-релизе департамента ЗО.
В то же время в Вологодской областной детской клинической больнице прошёл конкурс профессионального мастерства «Лучший наставник молодого специалиста». Состязание проводилось в форме тестов и экзамена на профпригодность. Для придания мероприятию праздничного антуража практический экзамен назвали игриво: «Устами младенца». В ходе испытания маленькие пациенты объясняли медсёстрам симптомы заболеваний и названия медицинских терминов. Задача испытуемых—наставников заключалась в том, чтобы понять, что хотели сказать маленькие пациенты и продемонстрировать тем самым своё профессиональное мастерство.
«Видя, как молодые специалисты помогали своим наставникам, можно смело сказать, что сила наставничества кроется в синергии, которая возникает в результате взаимодействия наставника и молодого специалиста. Мудрость наставника переходит к молодому специалисту, который начинает мыслить на качественно другом уровне», — несколько нескладно, но доходчиво, отметил главный врач больницы Владимир Богатырев.
СамолётЪ порадовался за медсестёр, которые к празднику получили почётные грамоты от департамента и гордое звание «наставника молодых специалистов». Но, к сожалению, мы не можем не добавить в эту бочку мёда свою маленькую ложку дёгтя.
«Служение обществу и людям, постоянная готовность прийти на помощь — это жизненное кредо настоящей медицинской сестры!», — сказал замечательные слова главный врач больницы Владимир Богатырев.
Как хочется, чтобы эти прекрасные качества, самопожертвование и самоотдача ещё и достойно оплачивались. Хотя, уважаемый читатель может возразить: «Куда уж лучше! В мае, по указу президента, зарплату медработникам опять подняли!». Всё верно. МРОТ стал больше. А зарплата за апрель, как ни странно, уменьшилась почти на треть по сравнению с мартом. Чудеса? Нет никаких чудес. Просто за некоторые манипуляции медсёстрам и врачам перестали платить. Совсем. То есть раньше они работали за небольшие, но деньги, а теперь — за «спасибо».
По словам начальника департамента здравоохранения области Игоря Маклакова, финансирование отрасли растет с каждым годом: с 2013-го оно увеличилось на 66,9%. При этом едва ли не главная проблема здравоохранения Вологодчины — нехватка кадров. Правительство утверждает, что предпринимает максимум усилий: и «целевиков» учит, и подъёмные медикам даёт, но кадров всё равно не хватает. Почему?
СамолётЪ решил расспросить об этом Оксану — девушку, которая в прошлом году окончила череповецкое медучилище и получила диплом фельдшера.
СамолётЪ: — Где ты сегодня работаешь?
Оксана: — Я работаю менеджером по продажам, продаю рекламу.
СамолётЪ: — Почему?
Оксана: — На те деньги, что я получу, работая фельдшером, не прокормиться. Такую зарплату, как у менеджера, фельдшеру надо лет пять зарабатывать.
СамолётЪ: — Странно, а говорят, что область нуждается в медицинских работниках, медсестёр, говорят, не хватает!
Оксана: — И не берут меня на должность медсестры. Там по ночам работать надо, а у меня двое детей и мне не с кем их оставить.
Возможно ли, что Оксана ошибается? Звоним в один из сельских ФАПов (Фельдшерско-Акушерских пунктов) Вологодской области. Интересуемся: давно ли работают там специалисты, устраивает ли зарплата?
— Работаю третий год, — рассказывает сельский фельдшер. Под программу не попала, никаких подъёмных не получила, как и под «Земского врача» (Программа, по которой приехавший на село фельдшер, получает 500 тыс.руб.). Зарплата 15 тысяч, это уже со всеми надбавками. Жильё для меня ЦРБ снимает и коммуналку оплачивает. Место нравится, привыкла уже. Только вот муж никак устроиться не может — в деревне работы нет. Тяжеловато, конечно. Моей зарплаты на семью не хватает.
Интересно получается. На бумажке — деньги есть, и условия для всех медиков — «шоколадные». На деле оказывается — не для всех, не всегда, и не очень шоколадом пахнут.
Раньше я удивлялась — почему медработники опасаются повышения зарплаты? Да потому, что зарплата странным образом не повышается, а уменьшается. Получается, как в том анекдоте: ни денег, ни топора, ещё и рубль должен, а на бумаге — всё правильно. Как-то не по — человечески, это.
Ольга Белова
СамолётЪ