Такая работа — людей спасать. До чего довели реформаторские инициативы отечественную медицину?
Госдума предложила ввести уголовное наказание за нападение на врачей. К сожалению, другого выхода нет. Избиение медработников, приехавших для оказания медицинской помощи стало привычным делом.
Хотя мы не перестаем сетовать на качество медицины, стяжательство и коррупцию в стационарах, но драться — это не выход.
До чего довели
реформаторские инициативы отечественную медицину? Здравоохранение в России давно находится ниже больничного плинтуса. Закрываются ФАПы, отделения, поликлиники, больницы. Население в маленьких городах и поселках вымирает, потому что медицинская помощь стала практически недоступной.
По словам начальника департамента здравоохранения Вологодской области Игоря Маклакова, в государственных учреждениях здравоохранения работает порядка 27 тысяч человек. При этом потребность в кадрах составляет 570 человек. Наиболее востребованы такие специальности, как «педиатрия» — 77 человек (13,5%), «терапия» — 61 человек (10,7%), «скорая медицинская помощь» — 50 человек (8,8%), «анестезиология и реаниматология» — 42 человека (7,4%). В 11 муниципальных районах области не хватает специалистов. Наиболее остро проблема нехватки кадров стоит в Сокольском, Грязовецком, Вологодском и Устюженском районах. За три года (2013-2016 гг.) в районные муниципалитеты области приехали работать 52 молодых специалиста. В большинстве фельдшерско-акушерских пунктов Вологодчины работают пенсионеры. Пока депутаты разрабатывают программы по восстановлению медицинской помощи, село вымирает. Если за 2016 год естественный прирост (рождение-смерть) городского населения составил 648 человек, то сельское население области уменьшилось на 2585 человек.
Давно минули те времена,
когда в каждом райцентре можно было получить квалифицированную помощь, а дети дважды в год проходили медосмотр и бесплатную санацию у школьного стоматолога. Канули в Лету высокие зарплаты и уважение к врачам. Особенно это касается молодых специалистов, которым каждый «бывалый» пациент считает своим долгом дать «рекомендации» по своему лечению и даже спросить: «а какое ТЫ право имеешь мне такие препараты назначать?». Сегодня пациент, придя с врачебного приема, обязательно зайдет в интернет и проконсультируется со «знающими» людьми — правильно ли его лечат? Не важно при этом, что он этих «знающих» и в глаза не видел.
А какой он — современный врач?
Выпускник медицинского вуза после шести(!) лет обучения обязан пройти специализацию (интернатура или ординатура), без которой он вообще не имеет права работать. Для тех, кто не понимает, что такое специализация, поясню, это дополнительные 1(интернатура) или 2(ординатура) года обучения по определенной специальности (эндокринология, офтальмология терапия, травматология и т.д.), которую выбрал выпускник. Так вот пройдя эти 7 или 8 лет учебы (при этом учеба в медвузе самая сложная из всех вузов) молодой специалист устраивается на работу. Чаще всего это поликлиника или приемное отделение больницы.
И что же его здесь ждет?
Очень большая нагрузка, большое количество больных. Многие обращаются с проблемой не по адресу, она не медицинская, ее нужно решить где угодно, но только не в «приемнике». А ведь эта, казалось бы, мелочь отнимает много времени, которого врачу и так не хватает. Еще один «пожиратель» времени — отчетность. Большое количество отчетов, справок и прочей «писанины» занимает львиную долю рабочего времени врача. На оказание помощи больному остается почти половина. Иногда врачам приходится оставаться на работе после дежурства, чтобы закончить оформление документов, но за эти часы ему никто не платит.
Груз ответственности —
правильное оформление бумаг, оказание помощи больным. Заметьте, об услугах — ни слова. Врачи не оказывают «медицинские услуги» — они спасают жизнь, восстанавливают разрушенное здоровье, и в любом случае оказывают людям помощь.
За любую ошибку в истории болезни врача могут оштрафовать страховые службы, которые, на мой взгляд, являются огромной обузой для российского здравоохранения. Иногда, если не к чему придраться, могут оштрафовать за корявый почерк. Казалось, всеобщая компьютеризация решит эту проблему. А нет. Если раньше надо было все писать только в истории болезни, то теперь все это надо дополнительно еще занести в компьютер. Если что-то пропустил в истории, но записал в компьютере, или наоборот, то за это врача штрафуют.
Про наркотики
вообще молчу. Тут любая ошибка может довести дело до суда. Службе наркоконтроля ведь тоже нужно показать, что они работают. Легче посадить врача, чем ловить настоящих наркоторговцев. Меньше всего проблем возникает с диагностикой и правильным оказанием помощи. Но даже если все сделано правильно, претензию к медикам можно создать на пустом месте. Например, если тебе врач полечил зуб, и через три месяца у тебя заболел зуб на той-же стороне — виноват врач. Ну и что, что зуб болит другой! Ведь до обращения к стоматологу зубы вообще не болели, при этом не важно, что зачастую до визита к врачу пациент пренебрегал не то что профилактикой, но даже элементарной гигиеной. Потому-то среди медиков часто встречается синдром профессионального выгорания, психопатологическое состояние, развивающееся на фоне хронического стресса и ведущее к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
Низкая заработная плата.
Это тоже огромная проблема. Проучившись 7 или 8 лет в вузе, врач приходит на работу, за которую ему платят меньше, чем водителю общественного транспорта. Все разговоры о том, что «не нравится, сколько платят — уходи», «ты знал, куда идешь», и т.п., это всего лишь отговорки. Не ждите в стране нормальной медицины до тех пор, пока труд врача не будут оплачивать достойно. Не должен врач, стоящий у операционного стола, думать о том, чем ему сегодня кормить семью. Он должен думать о работе, о спасении жизни, а не о своем выживании. Ставка начинающего врача 3700 рублей. Ежедневно работая 2 смены (в государственной и частной клинике) с 8-00 до 20-00, рядовой врач зарабатывает 20-30 тысяч. При этом главврач получает около 200 тысяч, и на двоих у них получается по 110 тысяч.
Особенно грустно
слышать новости о том, что депутаты вновь решили проиндексировать зарплату себе любимым, потому что на 400 тысяч в месяц им жить трудно. При этом возникает вопрос: а скольким людям обычный депутат помогает ежедневно? Скольким людям спасает жизнь, восстанавливает здоровье? А врачи борются за жизнь людей каждый день. У них работа такая. Так и хочется спросить: уважаемые слуги народа, а у вас когда-нибудь умирал на руках безнадежный больной? Что бы вы при этом испытали и смогли бы завтра вновь пойти на работу, чтобы спасать сотни тысячи еще таких — же жизней? Учитывая зарплату, работа врача — это ежедневный бескорыстный подвиг.
Сложные пациенты —
основная причина конфликтных ситуаций в медучреждениях. Тяжелая экономическая ситуация в стране, коррупция, бюрократия во всех системах создают благоприятную почву для озлобления человека и возникновения нервозной ситуации. Больной не хочет ждать, он хочет получить помощь сразу, вне очереди, даже если он обратился с царапиной на мизинце. А в больнице, к большому сожалению, нехватка кадров. Все это создает очереди и как следствие — недовольство пациентов. Очень часто конфликт возникает из-за психической неадекватности больного или его сопровождающих, вызванной употреблением опьяняющих веществ. Но врачей ругать сегодня модно. Хотя добросовестнее, чем они, к своей работе в нашей стране немного кто относится.
Поэтому,
приходя в медучереждение, пожалуйста, помните: вы пациент, а не клиент, и врач вам оказывает помощь, а не обслуживает. А если вы вызвали «скорую» помощь, обеспечьте медикам нормальные условия для работы — ведь это вы их на помощь позвали, а не они к вам напросились.
Ну и последнее. От состояния здравоохранения в стране, от благополучия и грамотности врачей напрямую зависит здоровье, трудоспособность и продолжительность жизни каждого нашего соотечественника, а, следовательно, безопасность и само существование нашей страны. Поэтому давайте наконец врачей ценить и беречь по-настоящему, тогда может нам всем сразу «полегчает».
Врач Ольга Белова
«РМ»