Под плитой KPI. 2025-й год: главные вызовы для регионов и губернаторов
К концу года Центр развития региональной политики (ЦРРП) подготовил доклад «Социально-экономические и политические итоги года в регионах России». В документе проанализирована социально-экономическая и политическая ситуация в субъектах, определены основные тенденции их текущего развития и векторы будущего.
СамолётЪ выделил несколько наиболее важных моментов.
Экономика
Уходящий 2024-й год стал годом адаптации к новым, резко поменявшимся, условиям. Прежде всего, в экономике, которой удалось выстоять в условиях санкций. Правда, заплатив за это большую цену, в том числе и в буквальном смысле. Однако говорить о том, что страна выстроила новую экономическую модель преждевременно.
В российской экономике сформировался ряд проблем, которые могут определить динамику её развития в 2025 году. Это, в частности, устойчивый дефицит на рынке труда, который стал одной из причин ускорения инфляции.
В регионах происходит трансформация экономических систем. В выигрыше оказались те субъекты, в которых хорошо развит военно-промышленный комплекс (ВПК). В числе таких регионов – Москва, Нижегородская, Свердловская, Тульская области и ряд других. Очевидно, что такая ситуация сохранится и на будущий год.
Экономическая адаптация к новым условиям для большинства регионов затруднена неблагоприятной внешней конъюнктурой и санкциями. В этой ситуации на первый план выходят лоббистские возможности региональных руководителей. Там, где они существенны (Татарстан, Нижегородская область, Башкирия) удаётся сохранить высокую инвестиционную привлекательность.
Ситуация в регионах в целом устойчивая, хотя и сильно зависит от экономической специализации территории (прежде всего, промышленной). Наиболее контролируемая ситуация в столичных городах и Подмосковье, а также в Нижегородской и Самарской областях, Башкирии и Татарстане.
Принципиально важным для экономики станет реализация новых национальных проектов. С одной стороны, это импульс для дальнейшего развития, с другой – серьезный вызов для регионов.
В целом у властей регионов всех уровней (от губернаторов и заксобраний до мэров и гордум) будут два главных вызова.
Первый – все, что связано с СВО: набор новых контрактников, реабилитация и другая помощь ветеранам СВО и их семьям. Дополнительно власти будут думать над тем, как инкорпорировать в свои ряды ветеранов СВО, но так, чтобы и не пошатнуть устои властных структур.
Второй вызов – демография. Уже сейчас видно, что Кремль будет строго спрашивать по этому вопросу с губернаторов. Можно ожидать введения региональных материнских капиталов или их увеличения там, где они уже есть. Много будет агитационно-пропагандистских мероприятий у местных властей, и часто таких, которые станут будоражить общественность. У некоторых регионов развернется борьба за рожениц из других регионов, так как в статистику дети попадают по месту их рождения.
Вероятно, произойдет кристаллизация новой региональной иерархии. Традиционное деление на доноров и реципиентов уступит место более сложной системе. Уже сейчас можно выделить четыре формирующихся кластера: «военно-промышленные хабы», «логистические ворота», «технологические анклавы» и «территории базового обеспечения». Причём статус региона в этой иерархии будет определять не только объём федеральной поддержки, но и степень его реальной автономии в принятии решений.
«Принудительная цифровизация»
К середине 2025 года мы увидим первые результаты «принудительной цифровизации» регионов. Внедрение систем тотального мониторинга социальных настроений, всерьёз начатое в 2024 году, приведёт к появлению своеобразных региональных «социальных рейтингов». Учитывая текущие тенденции в развитии государственных информационных систем, эти платформы могут включать элементы предиктивной аналитики и автоматизированного реагирования на потенциальные очаги напряженности.
В сфере регионального управления назревает серьёзная трансформация. Модель «губернаторов-технократов», доминировавшая в последние годы, обнаруживает свои ограничения в новых условиях. Логика развития событий подсказывает, что следующая волна управленческих назначений может быть связана с выходцами из военно-промышленного комплекса и смежных отраслей, знакомых со спецификой работы в условиях мобилизационной экономики.
В социальной сфере ключевым трендом станет «муниципализация» социальной политики. Регионы будут вынуждены передавать всё больше полномочий на уровень муниципалитетов - просто потому, что не смогут эффективно администрировать растущий объём социальных обязательств из региональных центров.
Под «плитой» KPI
После отставки губернатора Курской области Смирнова, спустя менее трёх месяцев с момента избрания, главы регионов более не чувствуют себя спокойно даже в случае недавней победы на выборах. В субъектах усиливается роль силовиков, позиция которых часто становится ключевым фактором внутренней политики. Вкупе с участившимися слухами о скорых отставках недавно избранных глав это размывает авторитет внутриполитического блока Кремля и региональных электоральных процедур.
Можно ожидать усиления медийной активности губернаторов. Сейчас они ходят под обновлённой «плитой» KPI, по которым их оценивают в Кремле - несколько агентств на аутсорсинге АП составляют «рейтинги губернаторов».
Главы регионов начинают нервничать и активничать кто во что горазд: кто-то чуть ли не лезет в постель к семьям с советами как зачать и родить, кто-то ставит памятники кумирам прошлого, или вводит антиалкогольный закон.
Понятно, что они с большей охотой занялись бы реальными проблемами своих регионов. Но для этого нужно много денег, без которых ничего не сделать. Учитывая, что подушевые расходы бюджета благополучной Москвы в 2024 году был 366 тыс. рублей, а, например, в Вологодской области он примерно 157 тыс., получается, что только чтобы только начать сокращать отставание от «всероссийской витрины», регионы должны расходовать на одного своего жителя минимум полмиллиона рублей в год…
«Ситуация усугубляется тем, - отмечает политолог Павел Пряников, - что большинство губернаторов сегодня – варяги, в основном из шкатулки методологов «Лидеры России». Они знают, что их жизнь не будет связана с регионом, это – вахта на 1-2 губернаторских срока. Плохо будут работать – отправят депутатом ГД, сенатором СФ или топ-менеджером какой-то госслужбы в Москве, хорошо поработают – станут министром или топ-менеджером госкомпании, тоже в Москве».
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ