Из жизни денег. Сдержать цены не удалось. Годовая инфляция в Вологодской области составила 9,5%
Вологдастат сообщает, об ускорении инфляции в ноябре до 9,5% после 8,8% в октябре. Причиной стали возросшие издержки производителей некоторых товаров и поставщиков услуг. Кроме того, из-за ослабления рубля подорожала импортная продукция.
Заметней всего ускорился годовой рост цен на услуги и продукты, меньше – на непродовольственные товары.
В продовольственном сегменте это в основном связано с динамикой стоимости овощей и фруктов. Стоимость импортных поставок возросла из-за ослабления рубля. Поэтому цены на огурцы и апельсины в годовом сопоставлении росли быстрее, чем в октябре, а помидоры стали дороже, чем год назад (месяцем ранее были дешевле). У региональных продавцов снизилось предложение картофеля. Урожай этого года в целом по стране был меньше прошлогоднего из-за неблагоприятной погоды, также сократился импорт. Из-за этого годовой рост цен на картофель ускорился.
Мобильные операторы в ноябре переносили в тарифы расходы на оплату труда и обслуживание оборудования, которое всё больше становится отечественным и на удивление дорогим. Поэтому рост цен на услуги связи в ноябре в годовом выражении ускорился.
Предложение топлива на внутреннем рынке несколько сократилось, а издержки нефтеперерабатывающих компаний выросли. В основном по этим причинам годовой рост цен на бензин в ноябре ускорился.
В регионе сохранялся высокий спрос на отдельные непродовольственные товары. Кроме того, из-за ослабления рубля подорожала импортная продукция. Как следствие – в ноябре в годовом выражении ускорился рост цен на стиральные машины, а телевизоры дешевели медленнее, чем в октябре.
Весь год Центральный банк двигал вверх ключевую ставку, пытаясь догнать инфляцию, которую правительство щедро поливало бюджетным денежным «дождём», но обуздать так и не смог, несмотря на всю жёсткость денежно-кредитной политики, сильно подморозившей инвестиции.
Финансовый год завершается в ситуации большой неопределённости. С одной стороны, ЦБ внезапно принял беспрецедентное по мягкости решение, остановив рост ставки. И это несмотря на то, что инфляция не снизилась, рынок труда остался жёстким, а проинфляционный рост бюджетных расходов именно в декабре достиг максимума. С другой, - руководство страны, кажется, утвердилось во мнении, что в раздаче дешевых денег без увеличения выпуска смысла нет.
Невозможно восполнить недостаток товаров и услуг за счёт международного бизнеса и импорта. Санкции и экспорт, который мог бы стать источником валюты для покупки импорта, становятся всё более неопределёнными. В целом в стране, где благодаря курсу и прижимистости Минфина и курсу много своих денег, но мало товаров и в дефиците рабочие руки (и технологии после ухода западных компаний) для их производства, поиск нового баланса означает, что все товары будут стоить очень дорого.
Словом, экономика страны, упростившись, понемногу адаптировалась к новой «нормальности». Теперь предстоит адаптироваться населению – к тому, что прекрасный рост зарплат закончится, к тому, что придётся искать, как сохранить заработанное так, чтобы забрало государство (которому деньги всегда нужней), к тому, что кто-то из нас прогорит, а кто-то – научится жить на заработанное. А вместе мы станем жить по средствам...
#инфляция
Сергей Авдеев
СамолётЪ