Когда закончится пандемия COVID-19? Эксперты полагают, что переход к нормальной жизни возможен и без появления коллективного иммунитета
Эксперты McKinsey сделали попытку прогноза развития пандемии COVID-19, чтобы нащупать ту долгожданную точку перехода от напряжённой неопределённости, в которой мы все сейчас находимся, к относительно нормальной жизни с минимумом угроз для жизни и карантинных ограничений.
Исследователи отмечают, что позитивный тренд движения к коллективному иммунитету, который проявился в начале года в развитых европейских странах и США, весной был фактически сведён на нет появлением нового штамма коронавируса.
Вариант Delta сделал малореалистичной возможность достижения коллективного иммунитета, который до последнего времени воспринимался в качестве синонима завершения пандемии. Теперь, считают в McKinsey, её конечная точка может появиться не вместе с коллективным иммунитетом, а тогда, когда COVID-19 можно будет управлять как эндемическим заболеванием. Если, конечно, в мире не появится новый, особо заразный штамм коронавируса.
Заново задуматься о сроках окончания пандемии заставили последние новости, приходящие из Израиля, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов о новых масштабных вспышках заболевания коронавирусом, вызванных штаммом Delta. Оказалось, что иммунитет от вакцинации может ослабевать относительно быстро. Кроме того, выяснилось, что даже вакцинированные люди, способны заражаться вариантом Delta и эффективно передавать его дальше по цепочке контактов.
Тем не менее, эксперты сохраняют оптимизм, основываясь, например, на опыте Великобритании, сумевшей доказать, что, пережив волну заболеваний, вызванную «дельтой», можно ослабить карантинные меры и возобновить переход к нормальной жизни.
Кроме того, британский опыт показывает: для этого вовсе нет необходимости достигать коллективного иммунитета, хотя, безусловно, уровень вакцинации будет оставаться необходимым фактором эпидемиологического благополучия.
Эксперты отмечают, что траектория эпидемии по-прежнему остаётся неопределённой, но опыт Соединенного Королевства и оценки общего иммунитета свидетельствуют о том, что во многих из развитых стран, вероятно, новые случаи заболевания достигнут пика в конце третьего квартала или в начале четвертого квартала 2021 года. После чего, как показывает анализ, Соединённые Штаты, Канада и Европейский союз могут возобновить переход к нормальной жизни уже в четвертом квартале 2021 года. При условии, что вакцины, используемые в этих странах, будут по-прежнему эффективны для предотвращения тяжелых случаев COVID-19.
Одним из решающих шагов к движения конечной точке пандемии может стать смещение фокуса усилий общественного здравоохранения с управления количеством случаев на управление тяжёлыми заболеваниями и смертями. В пример исследователи McKinsey приводят правительство Сингапура, уже объявившее, что будет следовать именно этому варианту борьбы с коронавирусом.
Этому примеру уже ближайшее время могут последовать и другие развитые страны, которые, вероятно, в четвёртом квартале этого года благодаря хорошей динамике вакцинации достигнут высокого уровня защиты граждан от госпитализации и смерти.
При этом эксперты отмечают, что разные страны будут иметь различные перспективы в достижении конца пандемии.
Лучшие виды на будущее у стран с высоким уровнем вакцинации в Северной Америке и Западной Европе. А также у стран, сохраняющих жёсткие пограничные антивирусные ограничения, такие, как Китай, Сингапур или Австралия. Большая зависимость от карантина, отмечают исследователи, могут сделать для этих стран сложной задачей переход от нулевой цели по заражению COVID-19 к эндемичной цели с низким эпидемиологическим бременем.
Что касается России, то она, по мнению экспертов McKinsey, относится к большой группе стран с высокой долей риска продолжения пандемии.
Это группа, в которую входят страны с низким уровнем дохода на душу населения и многие страны со средним уровнем дохода, которые ещё не получили доступа к достаточным дозам вакцины для охвата значительной части своего населения. Оценки их коллективного иммунитета остаются достаточно низкими, поэтому здесь сохраняется высокий риск значительных волн заболевания. Недавние прогнозы показывают, что, вероятно, потребуется ещё значительное время (минимум до конца 2022 или начала 2023 года), чтобы эти страны достигли высокого охвата вакцинацией. При этом исследователи называют «неясными» временные рамки, за которыми можно было бы говорить о лечении COVID-19 как эндемического заболевания...
P.S. «Война миров»-2?
В прогнозах McKinsey, в целом оптимистичных, тем не менее, заложена некая неизвестная величина, которая может привести к самым непредсказуемым последствиям. Самым большим общим риском исследователи считают вероятность появления нового агрессивного варианта вируса.
Откуда он может взяться? Понятно, что из малопредсказуемого процесса мутаций на слабо привитом населении. Однако есть и другие версии, в том числе, связанные с актуальной экологической повесткой.
Учёные предупреждают, что глобальное потепление несёт миру не только климатические угрозы, оно может ещё и «пробудить» вирусы, существовавшие в доисторическую эпоху. На минувшей неделе, к примеру, с таким заявлением выступил нобелевский лауреат Рае Квон Чунг.
По его словам, невозможно предсказать, какой вирус из «существовавших в доисторическую эпоху или сотни тысяч лет назад» может появиться вновь. «Они возвращаются. Я уверен, что существуют самые разные виды вирусов, с которыми мы никогда раньше не сталкивались», — цитирует учёного РИА «Новости».
В зоне риска, по его мнению, в том числе находится Сибирь, где из-за таяния льдов тайги и тундры могут «пробудиться» древние болезни и вирусы. Человечество должно быть готово к таким вызовам и оперативно на них реагировать, заключил Рае Квон Чунг.
А вы уверены, что «нашему» коронавирусу не миллиард лет от роду.
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ