Кошки-мышки глобального потепления. Климатические прогнозы всё мрачнее: часть изменений уже необратима
Это было под Псковом
Одновременно с публикацией доклада ООН по климату в окрестностях небольшой деревни Мольгино Псковской области произошло странное происшествие. Жительница деревни Светлана Лапина отбила у своей кошки необычную жертву — крошечную (размером с человеческий палец и весом 8 граммов) летучую мышь. К сожалению, ветеринары оказались бессильны — маленький зверёк погиб, но самой своей смертью рассказал миру любопытную историю.
Светлана Лапина первый раз столкнулась с таким необычным животным и передала его на всякий случай спасателям. При ближайшем рассмотрении с участием ветеринарных врачей зверь оказался самкой вида лесной нетопырь, на теле которой было обнаружено кольцо с надписью «Лондонский зоопарк».
В британскому Фонде охраны летучих мышей выяснилось, что ещё в 2016 году на животное поставил метку регистратор летучих мышей Брайан Бриггс. Иными словами, летучая мышь прилетела в окрестности Пскова из Лондона, пролетев рекордные 2018 километров.
Би-би-си рассказавшая удивительную историю путешествия и гибели самочки нетопыря британцам, отмечает, что расширение ареала миграции этого вида летучих мышей Натузиуса (их второе название) связано с изменением климата. По прогнозам специалистов, в будущем это влияние на вид будет ещё более значительным.
Всё очень плохо
Тревожный климатический звоночек, прозвучавший под Псковом благодаря английской мышке и русской кошке, стал эхом того громкого «колокола», которым стал последний климатический доклад Организации Объединённых Наций, утверждающий: у человечества есть 10 лет, чтобы попытаться исправиться — в том числе отказавшись от нефти и газа.
И это не очередная эскапада какой-нибудь странной экоактивистки Греты Тунберг, от которой можно отмахнуться и даже пошутить по этому поводу. Доклад, выводы которого одновременно и убедительны, и неутешительны, составили учёные — эксперты Климатической группы ООН (IPCC). Можно предположить, что отношение к документу (во всяком случае в развитых странах с крупнейшими экономиками) будет самым серьёзным.
Американские СМИ в один голос называют доклад климатической группы ООН «эпохальным» и «историческим»: IPCC представила свою оценку впервые более чем за восемь лет — и она оказалась намного хуже, чем можно было ожидать. Для нефтегазовых экономик, таких как российская, это плохие новости: процесс отказа от ископаемого топлива ускорится.
Что происходит
Главный вывод доклада: средняя температура Земли продолжит расти, и даже самые решительные сокращения выбросов углекислого газа не гарантируют достижения целей Парижского соглашения по климату — не допустить роста среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2 °С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5 °С.
При нынешних темпах эмиссии CO₂ порог будет превышен уже через 10 лет. Без немедленного и резкого сокращения выбросов средняя температура может повыситься более чем на 2 °С к концу столетия.
Все эти изменения эксперты IPCC впервые однозначно связали с антропогенным воздействием. «Совершенно очевидно, что влияние человека нагрело атмосферу, океан и сушу», — пишут авторы в самом начале доклада. Раньше формулировки были мягче — в прошлом докладе промышленность называли причиной глобального потепления «с высокой вероятностью». Сейчас вклад в этот процесс природных факторов, таких как солнце и вулканы, оценивается как близкий к нулю.
Чего нам ждать
IPCC — консервативная организация и осторожно относится к прогнозам. Но в докладе всё же перечислены несколько вероятных явлений, которые могут быть вызваны изменениями климата. Среди очевидного — экстремально высокие температуры в некоторых регионах мира, потеря арктических льдов и вымирание лесов. Даже по самому оптимистичному прогнозу, как минимум в один из летних периодов до 2050 года лед с поверхности Северного Ледовитого океана исчезнет полностью.
Происходящие в последнее время наводнения в Северном полушарии, засуха на юге Европы и Китая, лесные пожары в Сибири, Греции, на западе США и Канады, — всё это проявления процесса климатических изменений. Прошедшее десятилетие уже стало самым жарким за 125 тысяч лет, и дальше будет хуже.
К примеру, уровень моря, по прогнозу IPCC, будет повышаться на протяжении сотен или тысяч лет, даже если глобальное потепление будет остановлено. Даже если его удастся остановить на уровне 1,5°C, уровень моря всё равно поднимется как минимум на 2–3 метра.
Кстати, в России температура растет в среднем в два раза быстрее, чем в мире, а в Арктике ещё быстрее, прокомментировал доклад «Газете.Ru» его соавтор, член IPCC и руководитель лаборатории Института океанологии РАН Сергей Гулев. «В Северном Ледовитом океане оттаивает и продолжит таять лед, которого за последние 30 лет мы потеряли порядка 30%. Плюс — продолжится таяние вечной мерзлоты, на которую приходится примерно половина территории России», — пояснил эксперт.
Затишье перед бурей?
«Отчет должен прозвучать похоронным звоном для угля и ископаемого топлива прежде, чем они уничтожат нашу планету», — заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Международное энергетическое агентство уже говорило, что для достижения углеродной нейтральности к 2050 году энергетические компании должны уже в этом году прекратить геологоразведку и инвестиции в новые нефтегазовые проекты. Нефтяные компании уже начинают следовать этому совету. Действия российского правительства в этом направлении пока свелись к созданию рабочей группы под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова.
В правительстве в большей степени озабочены налоговым «нахлобучиванием» сырьевых отраслей, в частности — металлургов. И не слишком спешат помогать им в поиске «углеродной нейтральности», без которой они как минимум будут платить большие ввозные пошлины при экспорте своей продукции в Европу (пока), а как максимум могут лишиться части рынков сбыта.
Процесс отказа от ископаемого топлива в мире ускорится. Для нефтегазовых экономик, таких как российская, это плохие новости: прежняя рентная модель, которая обильно кормила государство, значительную часть российской элиты и позволяло как-то существовать остальному населению, уходит в прошлое. А сопоставимой по доходности модели, способной прийти ей на смену не видно. В такой ситуации можно ожидать любых неожиданностей для климата уже не природного, а политического свойства...
Сергей Авдеев
СамолётЪ