«Спутник» не взлетел. Запущенный «Ростелекомом» национальный государственный поисковый сервис «Спутник» прекратил работу
Дано: издание CNews обратило внимание на то, что с официального сайта «Спутника» уже пропала строка для ввода поисковых запросов. На главной странице сайта представлены ссылки на другие разработки компании — доверенный и корпоративный браузеры, аналитическую систему и дистрибутив корпоративного поиска с машинным обучением.
Иными словами, проект, который вначале амбициозно позиционировался как «национальная государственная поисковая система и интернет-портал», стал просто корпоративным сайтом «Ростелекома».
CNews напоминает, что о первых планах правительства России по созданию национальной поисковой системы стало известно еще в 2010 году. А разработкой «Спутника» занималась команда программистов из «КМ-медиа», которая вынашивала идею собственного поисковика с 2006 года. Через 6 лет идея была выкуплена «Ростелекомом».
Запуск поисковика «Спутник» состоялся в мае 2014 года, одноименного браузера — годом позже. Уже в июне CNews сообщил о том, что в «Ростелекоме» запуск поисковика «Спутник» признали неудачным. В 2017 году президент «Ростелекома» Михаил Осеевский выступил идеей сделать «Спутник» обязательным к использованию в государственных ведомствах и компаниях, однако инициатива так и не получила поддержки.
История одного из наиболее амбициозных проектов российских чиновников, возжелавших на государственные деньги создать «наш ответ Google» и потративших порядка 2 млрд руб., завершилась в общем бесславно. Хотя «Ростелеком» и пытается делать хорошую мину, утверждая, в частности, что такие решения, полученные в ходе разработки поисковика, как «корпоративные браузер и поисковая система, система поддержки медицинских решений, лаборатория интеллектуального анализа данных, web-аналитика» остаются «в портфеле компании», результат очевиден — заявленная изначально цель не достигнута. Интернет-«спутник» не взлетел.
Что ж, мы получили ещё одно подтверждение неэффективности государственных инвестиций. Кстати, о том, что они неэффективны свидетельствует не только наш «Спутник», но и исследование, проведённое эксперты МВФ, в новой книге под названием «Потрачено не зря» (Well Spent: How Strong Infrastructure Governance Can End Waste in Public Investment). Выводы экспертов любопытны: даже в самых развитых мировых экономиках «пропадает» зря порядка 15% государственных инвестиций. А в таких развивающихся странах с низкими доходами, как наша Россия, потери инвестиций могут достигать до 53%.
Но государство такая перспектива нисколько не останавливает. Речь даже не о нацпроектах. На днях госкорпорация «Ростех» направила в Минпромторг, Минкомсвязи, Минфин и Минэкономразвития свой план развития микроэлектроники и создания электронной компонентной базы. Чиновники предполагают потратить на свой проект 798 млрд руб. за 4 года, чтобы в итоге получить «новое поколение» чипов с топологическими нормами 65 (55) нм, 28 нм, 14 нм. Для сравнения 14-нанометровые процессоры используются, к примеру, в iPhone 6s (появился на рынке в 2015 г.), а в последних моделях смартфонов Apple встроены чипы c топологией 7 нм.
Другой технологией, которую планируется разработать и производить в России, станут твердотельные накопители данных с топологической нормой 25–30 нм. Аналогичные модули памяти производители ноутбуков начали использовать в прошлом году.
То есть, когда новые производства будут построены и запущены, мы фактически на выходе получим продукты вчерашнего дня, нисколько не сократив своё отставание от лидеров отрасли.
Похоже, в «Ростехе» отдают себе отчёт в том, что и этот «спутник» не полетит, поскольку в дорожной карте делают ставку на внутренний рынок микроэлектроники. Планируемые объёмы продаж на внутреннем рынке закладываются в 10 раз больше экспорта. Эксперты отмечают, что такое соотношение свидетельствует об ориентации разработчиков дорожной карты на самодостаточность, изолированность российской электронной отрасли.
Но в микроэлектронике ставка на внутренний рынок заводит в тупик. Нечто подобное уже было в позднем СССР, где упустили волну компьютеризации и вынуждены были производить для нужд страны плохие копии устаревших компьютеров Apple и IBM.
Ещё один «Спутник» запускается российским государством как раз в эти дни — речь о вакцине от коронавируса «Гам-Ковид-Вак» («Спутник V»), запуск которой в гражданский оборот анонсировал Минздрав РФ, заявив, что «первая партия вакцины прошлa все необходимыe тестирования по качеству в лабораториях Росздравнадзора».
Полетит ли этот «Спутник»? Об этом мы скорее всего узнаем не сразу, а после того, как произойдёт более-менее массовая вакцинация населения. Пока приходится верить на слово разработчикам и президенту Путину, одна из дочерей которого согласилась испытать этот «спутник» на себе.
Самой загадочной в этих историях состоявшихся или потенциальных неудач (к которым, наверное, следует добавить и провалы «Роскосмоса» с запуском реальных спутников) является эта любовь наших руководителей разного уровня к самому слову «спутник».
Рождённое в СССР оно стало не только символом немногочисленных, но ярких технических успехов Советского Союза, но, видимо, обрело некое магическое значение в глазах российских наследников советских «государевых людей».
Эксплуатируя до полного уже исчерпания советское научно-технологическое наследие, они точно также обращаются с наследием символическим, продолжая запускать свои «спутники». И эта процедура постепенно начинает обессмысливаться, превращаясь уже в отечественный вариант карго-культа, в котором в качестве адептов религии самолётопоклонников (вариант — спутникопоклонников) выступают руководители страны.
Сергей Михайлов
СамолётЪ