«Не верь, не бойся, не проси!» Предпринимателей Вологодской области учат не связываться с государством
В понедельник в череповецком городском суде бесславно завершился громкий «всесезонный спортивный семейно-развлекательный» проект под названием «Гритинская горка». Точку в усилиях двух предпринимателей, которые на протяжении нескольких лет пытались создать на окраине Череповце нечто похожее на горнолыжный курорт, поставило государство.
Сначала оно дало господам Ленькову и Бубнову 500 тыс. руб. в качестве гранта по программе поддержки малого и среднего предпринимательства Вологодской области. Затем в лице следствия пришло к выводу, что деньги предприниматели потратили «с выгодой для себя». И, наконец, в лице суда приговорило обоих к условным тюремным срокам и обязало вернуть деньги в казну. Осуждённые выглядели обескураженными и клялись, что все до копейки деньги «вложили в горку».
Один из городских порталов, сообщивших об этом событии из судебной хроники, за год до того, как Леньков и Бубнов получили злосчастный грант, красочно живописал перспективу затеянного друзьями проекта. Например, рассказывал о том, что «всего в проект за последние 2 года вложено более 5 млн. рублей». Речь шла о благоустройстве территории и обустройстве площадки для любителей зимних видов спорта и развлечений. В частности, о появлении нового подъёмного механизма, способного единовременно поднимать на ватрушках 20 человек.
Но особенно захватывающим рисовалось будущее проекта: инвесторы обещали оснастить склон камерами видеонаблюдения и создать музыкальное сопровождение. «По генеральному плану территории предполагается построить 3 здания: спортивный, гостиничный и административный комплексы, — цитировал портал Дмитрия Ленькова. — Главным будет административный комплекс, где расположится ресторан, магазины, прокат. Крыша этого здания будет продолжением склона. Это будет красивое архитектурное решение, а сам склон станет длиннее». В спортивном комплексе должны были разместиться фитнес-залы (один — для пожилых людей), тренажерный зал, бассейн и другие объекты. Планировалось, что в гостиничный комплекс войдут кинотеатр и гостиница на 48 номеров.
Через несколько лет горка должна была стать «мощным горнолыжным комплексом, не уступающим аналогичным центрам в других городах».
Справедливости ради надо сказать, что инвесторы признавались: им «не обойтись без бюджетной поддержки и помощи крупных инвесторов».
Даже сейчас, в первом приближении ясно видно, что грант в 500 тыс. — совсем не та сумма, которая позволяет построить горнолыжный комплекс заявленного размаха. Для этого, пожалуй, и 5 млн будет мало. У проекта так и не нашлось «крупных инвесторов». Хотя бы таких, каким стал областной бюджет для другого зимнего спортивного проекта — базы «Карпово» в Череповецком районе. Сначала регион вложил в этот частный проект больше 100 млн руб. бюджетных средств, а потом решил и вовсе выкупить её у владельцев, чтобы создать Центр лыжного спорта.
Такой «высшей целесообразности» для «Гритинской горки» не нашлось. Поэтому самый естественный в ситуации с ней вопрос: «Тогда зачем вообще давали деньги?» Чтобы потом забрать обратно, да ещё и осудить тех, кому дали. Что за такая оригинальная поддержка малого и среднего бизнеса, которая приводит его не к расцвету и благополучию, а прямо на скамью подсудимых?
Эти вопросы возникают не первый раз. СмолётЪ задавался ими ещё летом этого года, когда приговор, похожий на сегодняшний, выносился в том же череповецком суде в отношении предпринимателя — владельца ООО «Киномир» и ООО «Техностром Северо-Запад» Павла Пономарева. Напомним, суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ — «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Пономарёва приговорили к 5 годам лишения свободы условно и обязали вернуть департаменту экономического развития Вологодской области в счет возмещения причиненного ущерба 20 млн рублей.
В 2015 году Павлу Пономарёву тоже пришла в голову неудачная мысль воспользоваться субсидией департамента экономического развития Вологодской области по госпрограмме «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013–2016 годы».
Пономарёв обратился в департамент, честно заявив, что хочет получить субсидию на возмещение затрат по договорам лизинга и предупредив, что хочет использовать вариант возвратного лизинга — финансовой операции, в которой одна сторона (продавец) продаёт активы другой стороне (покупателю) при условии, что покупатель впоследствии сдаст эти активы в аренду продавцу. В случае Пономарёва это были его же собственные компании. Что дало повод чиновникам полагать, что цель субсидии — развитие бизнеса, достигнута не была. Кроме того, те же представители департамента посчитали, что Пономарёв ввёл их в заблуждение, предоставив недостоверные сведения о своих компаниях.
Похоже, что ввести в заблуждение областных чиновников совсем нетрудно — они, как пушкинский лирический герой, сами «обманываться рады». Очевидно, что качество экспертизы предпринимательских проектов оставляет желать лучшего.
Хотя, возможно, не всегда дело в одной только недостаточной квалификации чиновников. На определённые размышления наводит расследование по факту «исчезновения» 25 млн бюджетных рублей в Региональном центре поддержки предпринимательства, о котором сообщают вологодские СМИ.
В любом случае печальные истории, подобные той, что сегодня завершилась приговором череповецкого суда, никак не способствуют популяризации разных форм государственной поддержки предпринимательства. Скорее наоборот — предпринимателей, как зайцев, с помощью «палки» учат правильной форме взаимоотношений с властью, которая почти исчерпывающе описывается старой тюремной формулой, вынесенной в заглавие этой статьи.
А жаль, ведь деградация малого и среднего бизнеса в стране и регионе продолжается. Ещё в прошлом году Вологдастат отмечал рост почти на 3% количества убыточных предприятий в этом сегменте, особенно в обрабатывающих отраслях и строительстве. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) малых предприятий в среднем по области в 2017 году составила 4% и по сравнению с 2016 годом снизилась на 0,5 процентного пункта. Так же отмечалось снижение уровня рентабельности продаж, на конец 2017 года он составил 3,8% (в 2016 году — 4,3%).
Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса (RSBI) по итогам второго квартала 2018 года снизился на один процентный пункт, до 52,3 пункта. Индекс RSBI — это совместное исследование «самочувствия» предпринимателей, которое с 2014 года проводят «Опора России», Промсвязьбанк и исследовательское агентство Magram Market Research. Из исследования следует, что к середине года индекс потянули вниз продажи компаний — уже второй квартал они не растут, что приводит к снижению оптимизма у многих предпринимателей.
«Тревожным фактором», по мнению авторов исследования, является оценка предпринимателями общей экономической ситуации в России. Всего 9% ждут ее улучшения в ближайшие три месяца, 47% считают, что она ухудшится, 44% — что останется прежней. Последний раз столь низкие показатели оптимизма наблюдались во время кризиса в четвертом квартале 2015 года. Рост пессимизма в отношении российской экономики увязывается с ослаблением национальной валюты и с остановкой прироста объемов импорта, что могло сказаться на инвестиционных планах предпринимателей (например, на закупке оборудования, которое большей частью зарубежного производства).
Сергей Авдеев
СамолётЪ