Смайлик или отметка? Депутаты и министры спорят, как оценивать знания школьников
Моя племянница в этом году пошла во второй класс. В нашей семье все знают, как она мечтала о школе! Никто и ничто не могло заставить её отказаться от идеи пойти в школу в 6 лет. Педагог оценивала старания первоклашек «улыбочками», «звёздочками» и «печальками», поэтому настоящей школой девочка первый класс не считала. Зато второй — это да, тут всё по-настоящему, как у старшего брата, и теперь она очень огорчается, если к её пятёрке учительница добавляет маленькую чёрточку.
Понимая, насколько ученице начальной школы важны отметки, я все чаще задумываюсь об их отмене, потому что, на мой взгляд, она старается получить не знания, а «пятёрку».
Министерство просвещения, Общественная палата и Госдума обсуждают отказ от отметок в младших классах с конца августа. Пока что мнения о новой возможной норме в российском образовании скорее отрицательные. Согласно опросу, проведенному Общественной палатой в сентябре, почти 70% респондентов из 7436 высказались против отмены пятибалльной (а по сути, четырёхбалльной) системы оценивания знаний в начальной школе.
Председатель комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов считает, что отметки в начальной школе нужны, чтобы «формировать иммунитет к стрессу, в том числе в виде плохих оценок». Против отмены отметок и возглавляющая Национальный родительский комитет Ирина Волынец, и руководящая Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
Тем не менее, руководитель Центра развития образования РАО Лариса Рослова собирается попросить Министерство просвещения исследовать общественное мнение тщательнее, чтобы «подтвердить педагогическую нецелесообразность использования отметок в любом графическом виде в первых классах и начальной школе».
В самом Министерстве просвещения не спешат делать каких-либо заявлений, так как «считают важным сначала разобраться в вопросе и изучить международный опыт». Родителям госпожа Васильева ответила, что, если в первом классе система отметок не нужна (там ее по факту и нет), то выставление отметок со второго по четвертый классы — вопрос дискуссионный.
Тем временем «Известия» выяснили, как устроены самые свободные и самые строгие школы мира.
Школа для детей
Когда говорят об отмене отметок в школе, как правило имеют в виду опыт Финляндии. В начальных классах отметки здесь в любых вариантах отсутствуют. Старшеклассники учатся по 10-балльной системе, но есть промежуточный этап — некоторое время учитель может давать только словесную оценку: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично.
У финских младшеклассников нет не только отметок, но и домашних заданий, (помните, в августе российские родители жаловались именно на загруженность, а не на оценки), а также экзаменов.
Все дети там занимаются вместе, вне зависимости от способностей, в небольших группах до 16 человек. Слабых школьников учителям рекомендуют не называть неуспевающими, а использовать слова без негативной окраски, например, «бабочками». Это нужно, чтобы не стигматизировать детей, чтобы они не ассоциировали себя с неудачниками. Сдавать экзамен им нужно только один раз — после завершения 12-летнего обучения.
«Мы ищем пути обучения, чтобы дети не испытывали стресс, а получали удовольствие от школы. Для нас главное — как можно меньше напрягать учеников. Поэтому мы сокращаем количество уроков, домашних заданий и контрольных работ», — говорила посол МИД Финляндии по экспорту образования Марианна Хууско. До 2020 года Финляндия планирует перейти на беспредметное образование: вместо математики или литературы будут темы, например, «обслуживание в кафе» или «Евросоюз».
При этом финские школьники обгоняют российских. Согласно тесту PISA*, Финляндия занимает по математике — 13-е место (Россия на 23-м). По естественным наукам и чтению финны на четвертом месте. А на первых строчках по всем трем критериям оказался Сингапур.
Но у сингапурской модели образования практически нет ничего общего с финской.
Школа для маленьких взрослых
Сингапурская школа ориентирована на подготовку ребенка ко взрослому миру. Обучение крутится вокруг конкуренции в классе и результатов многочисленных контрольных и экзаменов. Сингапурских школьников с шести лет в обязательном порядке учат английскому и математике, а также музыке и эстетическому воспитанию. После окончания младшей школы, в 12 лет, дети сдают экзамен, результаты которого определяют, по какой образовательной программе они будут учиться последующие годы: специальной (четыре-шесть лет), экспресс (четыре года), нормальной
академической (пять лет), нормальной технической (четыре года) или предпрофессиональной (один-четыре года).
В зависимости от успехов при прохождении средней школьной программы ученик получает одну из трех классификаций. И только при получении свидетельства наивысшего уровня может поступить в университет.
В старших классах сингапурских школ уровень успеваемости оценивается по девятибалльной шкале: A1, A2, B3, B4, C5, C6, D7, E8 и F9.
Сторонники сингапурской жесткой системы склонны ругать финскую за то, что детей в школах там не натаскивают на поступление в лучшие вузы мира и не учат решению сложных научных задач. По крайней мере, в младших классах.
Но вряд ли и в России удастся найти много студентов, которые поступили в престижные вузы на бюджет без репетиторов и дополнительных курсов, только благодаря школьным урокам.
Школа для людей
Помимо финской и сингапурской модели в мире есть десятки, если не сотни систем обучения и оценки успеваемости учеников. К примеру, в Ираке школьники получают отметки от 0 до 100 баллов. В Дании есть всего семь отметок, но это оценки «12», «10», «7», «4», «02», «00» и «-3». Так получилось в результате реформы 13-балльной системы, когда оставили отметки, перекликающиеся с алфавитной системой. Даже в разных штатах США разнятся мнения о том, что считать худшей школьной отметкой — E или F.
Так что при оценке международного опыта нужно определяться не с наличием или отсутствием отметок и их количеством, а с вектором образования.
Одним из главных новаторов школьного образования, который полностью, а не только в младших классах, отказался от отметок, считается педагог Александр Нилл. Почти 100 лет назад он открыл в Великобритании школу Саммерхилл. Она действует до сих пор под руководством его дочери.
Кроме полного отсутствия оценок она известна тем, что ученики сами решают, на какие уроки ходить, и не подвергаются какому бы то ни было наказанию за прогулы. К тому же все вопросы школьной жизни решаются на собраниях, где присутствуют ученики, и их голоса имеют тот же вес, что и преподавательские.
Как признавал сам Нилл в одной из своих книг, в его школе не выучили ни одного доктора каких бы то ни было наук и ни одного великого актера. Зато в ней воспитали много счастливых людей.
У педагогов по этому вопросу мнения полярные. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2017», преподаватель истории и обществознания Илья Демаков убеждён, что баллы нужны только на этапах ранжирования учащихся. Например, при отборе в профильные классы, или на выходе к экзамену. Для ребенка это скорее сегодня фактор стресса. Но отменять, по мнению Демакова, нужно не оценку, а отметку.
«В результате мы часто сталкиваемся сегодня с очень неправильной ситуацией, когда ребенок борется за цифру, нежели за те ценности и смыслы, ради которых он в школу ходит», — заключил Демаков. Он уточнил, что отказаться нужно именно от отметок, а не от оценок.
О подмене мотивации говорит и директор института «Высшая школа образования» Московского педагогического госуниверситета Константин Зискин.
«Дети по природе любопытны и хотят узнавать новое. Но когда им ставят за это оценки, они начинают учиться только ради них (срабатывают замена внутренней мотивации, внешней и другие доказанные закономерности). Оценки — самая конфликтная сфера в школе. Их ставит тот, кто учит. А если учит не очень, почему тройка — только ученику? Как лучше оценивать? Возможно, лучше раз в два месяца проводить итоговую работу (или беседу) и по результатам давать содержательную оценку: чему научился, а чему нет».
Но есть у этой идеи и противники. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей» Елена Манджиева считает, что если дети стараются учиться на пять, это большой стимул.
«Если не ставить оценки, то зачем ходить в школу?» — недоумевает Манджиева.
Заслуженный учитель РФ и соавтор семи учебников математики Александр Шевкин тоже уверен, что отказ от отметок ударит по авторитету учителя.
«Ни научно, ни практически не доказано, что отмена оценок положительно скажется на образовательном процессе. В попытке отменить школьные отметки я вижу стремление забрать учебный процесс из-под управления профессионального наставника. Учитель превращается в консультанта и помощника для детей в их общении с „электронным учителем“, который и будет ставить свои баллы. При этом уйдут личностное общение преподавателя и учащегося, возможность учитывать индивидуальные особенности», — заключил Шевкин.
Я спросила у своей племянницы-второклассницы: «София, если бы тебя спросили — какие оценки оставить в школе — „улыбочки“ или тройки — четверки — пятерки, что бы ты выбрала?»
«Лучше „улыбочки“» — ответила София. — Потому что с ними — веселее и сразу понятно, какое настроение у тебя должно быть!"
* Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года.
Ольга Белова
СамолётЪ