Хотим сырную ярмарку! Почему у всех есть, а у нас- нет?
«Отец» русской молочной промышленности Николай Васильевич Верещагин, создавший в России серьезную школу сыроварения и маслоделия, писал царю Николаю II, что в 1865 году страна производила одно топленое масло, внутреннее потребление и экспорт которого в Турцию и Египет не превышал 250.000 пудов (4 тысячи тонн) в год. Доход от него составлял 10 000 000 рублей. Из сыров страна производила один швейцарский и небольшие количества зеленого и лимбургского сыра. К 1901 году Верещагин не просто приучил крестьян обрабатывать молоко сообща, наладил выработку всех сортов масла и сыров, но и организовал контроль за качеством молока и сбыт готовой продукции на внутренних рынках и за границей. В результате титанической работы Николая Васильевича, уже на петербургской выставке 1879 года вологодские маслоделы впервые обошли по количеству наград прибалтийских и финских коллег. К концу девятнадцатого столетия русский сыр можно было купить не только в России, но и в ряде европейских стран.
Николай Верещагин дружил с известным русским ученым Дмитрием Менделеевым. Они вместе занимались сельским хозяйством. Менделеев дважды выезжал для осмотра Верещагинских сыроварен в Тверскую губернию. Любопытно, что ради одной из поездок Менделеев отказался лично докладывать об открытии своего периодического закона. Эпохальный доклад сделал его скромный коллега. Сам же Менделеев в те дни готовил масло, сыр и доил по очереди с Верещагиным корову по кличке Нянька. Происходило это в хозяйстве «первого русского фермера». Грандиозный замысел Верещагина: развитие скотоводства и подъем сельского хозяйства северных губерний и Сибири, завоевание европейских рынков для отечественных молочных продуктов — Менделеев разделял и одобрял. Сыр тогда, как и сейчас ели все: и простые крестьяне, и знатные особы.
Сегодня множество специалистов взахлеб могут рассказывать о преимуществах европейских пород молочных животных, о качественных европейских продуктах, о том, что в России никогда не было ничего хорошего...
А ведь в России от года в год растёт количество частных сыроварен, способных делать сыр, превосходящий по качеству промышленные импортные аналоги. Более того, в России давно разработана прекрасная линейка отечественных сыров. Осталось дело за малым — за культурой отношения к тому, что мы покупаем и употребляем в пищу. Именно культура «покупателя» воспитывает производителя и заставляет его ориентировать собственное производство на выбор покупателя.
Почему же, например, Кострома, Санкт-Петербург, Москва, Алтайский край, регулярно проводят Сырные ярмарки, которые собирают тысячи поклонников этого продукта и приносят выгодные контракты производителям? Все, но не родина российского сыроварения — наша Вологодская область. Как-то неправильно это.
СамолётЪ предлагает возродить славное дело нашего земляка и начать проводить на Вологодчине такие мероприятия под брендом, к примеру, «Верещагинские сырные ярмарки». Тем более, что в этом случае не придётся даже ничего придумывать, всё и так уже есть. Со своей стороны СамолётЪ готов поддержать организаторов этого полезного и вкусного дела.
Наталья Григорьева
СамолётЪ