Страшное дело! Чем грозит потребителю новый закон о торговле лекарствами?
Что будет, если бинты, марлевые повязки, бахилы, детские присыпки, ватные шарики будут лежать на полках магазинов по соседству с зубными пастами, шампунями и шоколадными батончиками? А если тут же будут лежать анальгин с аспирином?
Инициаторы законопроекта утверждают, что это обострит конкуренцию и приведёт к снижению цен. Они уверены: ничего страшного не будет, потому что продавать в магазинах будут «простые», безрецептурные препараты: спреи для носа, жаропонижающее, мази и витамины, говорят они. Представители аптечных сетей уже критикуют эту идею, которая обсуждается в Правительстве с 2014-года.
Почему? Мы обратились за разъяснениями к заведующей областной сетью аптек «Фармация» Елене Зубачек.
«Я бы не хотела, чтобы мой ребенок мог прийти в магазин и свободно взять с полки таблетки, — ответила нам Елена Зубачек. — Свободный доступ к лекарствам — это страшно, это очень опасно в первую очередь для населения!»
Хотя, добавила фармацевт, эту идею можно было бы реализовать при прочих, равных с аптеками условиях — при получении супермаркетами лицензии на продажу лекарственных средств, обеспечении правильного хранения и безопасной продажи лекарств квалифицированными специалистами.
Однако сделать это непросто. Мы знаем, как часто происходят нарушения сроков хранения и реализации продуктов в торговых точках. Поэтому у нас возникают сомнения как в способности продавцов правильно хранить лекарственные средства, так и в надёжности поставщиков лекарств. Согласитесь, покупателю трудно будет узнать, где закупались лекарства, лежащие на полках супермаркета, как они хранились до продажи и безопасны ли они для здоровья человека.
Возникают также сомнения по поводу утверждения, что конкуренция повлияет на снижение цен. Никто из продавцов не будет торговать себе в убыток. Следовательно, чтобы снизить цену на лекарства, магазин должен будет искать самые дешёвые таблетки. И никто не сможет гарантировать, что в упаковке не окажется вместо парацетамола крахмал, а вместо нафтизина -вода из-под крана.
В конце прошлого года Минпромторг подготовил документ, в котором отмечается, что в случае принятия этой инициативы на грани закрытия окажутся 30% аптек. Рост цен на рецептурные препараты в таком случае составит 11-16%.
Представитель одной вологодской фармацевтической сети отреагировал на эту перспективу так:
«Делать этого ни в коем случае нельзя. Мы рискуем здоровьем людей. Цены не снизятся, а повысятся, за всё опять заплатит население».
"Аптекари вряд ли что-то потеряют«,- заверила нас директор сети аптек «Таир» Татьяна Налимова. Она так же, как и её коллеги, высказала опасения за здоровье потребителей.
«Сегодня деятельность аптек подлежит обязательному лицензированию, а лицензию не получить, если в штате нет фармацевта с высшим образованием, в магазинах будут работать дипломированные медработники», — недоумевает Татьяна Налимова.
Вообще этот проект вызывает у фармацевтов множество вопросов, ответы на которые пока не получены, считает Налимова. Кто, например, ответит за то, что ребенок перепутает «аскорбинку» с аспирином и съест их по ошибке, или брызнет другу в глаз спреем для носа?
«Русские люди и так не хотят идти в поликлинику,- говорит Татьяна Налимова. — Часто фармацевт в аптеке — единственный медработник, который консультирует человека. Да, он не может взять на себя ответственность за больного человека, пришедшего в аптеку за лекарством. Но аптекарь хотя бы знает о противопоказаниях! Лекарства в магазине — это самолечение».
Предполагается, что на первом этапе законопроект может стартовать в условно тестовом режиме: то есть в магазинах начнут продавать лишь часть безрецептурных лекарств и только потом этот список расширят.
Ольга Белова
СамолётЪ