Одностороннее движение «ВАДа»: компания, «прописавшаяся» в Вологодской области, с января работает фактически в отсутствии конкуренции
Получается, что скандальная история начала января, когда за час до рассмотрения жалобы питерского активиста ОНФ Росавтодор отменил конкурс на реконструкцию участка КАД в Санкт-Петербурге, победителем которого могла оказаться вологодская компания «ВАД», была только началом большой истории...
«ДП» удалось найти новые интересные факты, связанные с участием АО «ВАД» в поэтапном ремонте и строительстве автотрассы Р-21 «Кола», за которые ведутся с 2014 года и за которые отвечает Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск Федерального дорожного агентства». Два первых контракта на сумму более 4,44 млрд рублей АО «ВАД» получило в начале строительства.
Причём на старте капремонта «Колы», отмечает издание, ВАД пришлось состязаться с конкурентами: ЗАО «Буер» и ООО «БалтМостСтрой». Но позже подряды стали доставаться ВАД без конкуренции. Причем не только на трассе «Кола», но и при контрактовке на дорожных стройках Калининграда, Мурманска, Карелии и других регионов Северо-Запада. Так, в 2017 году, по данным сайта zakupki.gov.ru, ВАД заключил с государственными заказчиками более 30 контрактов на ремонт и строительство дорог на общую сумму свыше 40,57 млрд рублей. При этом во всех случаях, кроме одного, на конкурс подавал заявку только один участник — сам ВАД. Лишь в торгах за право ремонтировать дороги общего пользования в северных районах Петербурга за 1 млрд рублей с небольшим (конкурс был объявлен 30 марта 2017 года) соперником ВАД стало ЗАО «АБЗ-Дорстрой» (входит в ГК «АБЗ-1» Владимира Калинина). Но выиграл ВАД.
А в ноябре 2017 года Государственное казенное учреждение «Служба автомобильных дорог Республики Крым» заключило с ВАД контракт на 137 млрд рублей на строительство трассы «Таврида». И опять заявка ВАД оказалась единственной. Причем компания была назначена подрядчиком этого проекта еще в июне 2016 года по распоряжению главы Крыма Сергея Аксенова. Тогда размер контракта оценивался в 85 млрд рублей. Но к концу 2017-го цена выросла более чем в 1,6 раза.
Взлет на падении
ВАД начинал в 1994 году с асфальтирования дорог в Петербурге и постепенно вырос до уровня одного из королей госзаказа с объемом исполняемых на разных стадиях госконтрактов в 2017 году в размере 163 млрд рублей.
В начале 2017 года ВАД перерегистрировался из Петербурга в Вологду, из-за чего Северная столица потеряла 500 млн рублей в год налоговых поступлений. Участники рынка тогда предполагали, что у компании произошел конфликт со Смольным. Однако ВАД продолжает успешно работать в Петербурге, так что разногласия, если они и были, видимо, улажены.
Выручка ВАД в 2016 году превысила 36,6 млрд рублей, чистая прибыль — 0,9 млрд рублей. В 2015 году эти показатели составили соответственно 28,3 млрд и менее 389 млн рублей, в 2014-м — 34,5 млрд и 256 млн, в 2013-м — 29,1 млрд и 88 млн, в 2012-м — 18,9 млрд и 238 млн, в 2011-м — 18,5 млрд и 139 млн, в 2010-м — 15,9 млрд и 116 млн, в 2009-м — 11 млрд и 76 млн рублей. То есть с 2009 года выручка ВАД выросла более чем в 3,3 раза.
Взлет ВАД в последние годы, отмечает «ДП», резко контрастирует со стремительным падением дорожно-строительного рынка. Многих конкурентов ВАД смыла волна банкротств, захватившая рынок в кризис. Из-за сокращения объемов госзаказа свернули деятельность или обанкротились десятки петербургских компаний, в их числе такие гиганты, как «Мостоотряд 19», портфель госзаказов которого в лучшие годы достигал 34,4 млрд рублей, и «Мостострой 6». В 2015-м «Мостоотряд 19» обанкротился.
Едва удержался на плаву «Буер»: в 2014 году он получил контрактов лишь на 4,6 млрд рублей против 11,4 млрд рублей в 2013-м. В 2015 году к компании было подано несколько банкротных исков. Но долги «Буера» выкупил банк «Россия» Юрия Ковальчука, и компания осталась на рынке.
Так что успехи ВАД во многом объясняются проблемами конкурентов, которых становится всё меньше — в 2017 году, по подсчетам Рейтингового агентства строительных компаний (РАСК), число строительных компаний в Петербурге и Ленобласти сократилось с 14 тыс. до 11,9 тыс.
Но, как объясняют участники рынка, дело не только в этом. Ещё одна причина того, почему на конкурсы с участием ВАД не подают заявки компании с дефицитом заказов, заключается в их неспособности быстро развернуть работы в отдаленных районах.
Чем крупнее предприятие, тем больше вероятность, что оно получит контракт, так как оно имеет больше оборотных средств, располагает собственными мощностями по производству стройматериалов, отмечают участники рынка. Мелкие и даже средние подрядные фирмы сегодня не выдерживают конкуренции, делает вывод издание.
Подготовил Сергей Михайлов
СамолётЪ