Что есть, то и ладно? Россияне уговорили себя, что китайские автомобили не хуже машин европейских, японских или корейских марок
Если верить данным опроса, самой распространенной причиной покупки машины китайской марки, по мнению россиян, стало хорошее оснащение и наличие многих опций, о чем заявило 65,3% опрошенных. На втором месте — привлекательный дизайн (54,5%). Фактор более низкой стоимости относительно конкурентов выбрали 44,3%. Для 47,7% респондентов было важно превосходство над отечественными автомобилями. Для 33,5% оказалось интересным попробовать продукцию китайского автопрома, а еще 30,7% привлекло качество.
Отсутствие альтернативы в виде автомобилей европейского, американского, корейского или японского производства заняло только третье место, набрав 50,6% голосов.
Почему так? Ведь на рынках одежды и обуви, или алкоголя наши соотечественники всё-таки тоскуют по ушедшим западным брендам. К примеру, опрос Platforma показал, что только 23% респондентов считают, что российские производители одежды и обуви успешно заместили ушедшие иностранные бренды, 33% нашли замену импортным продуктам питания, а 26% — товарам для дома.
Одна из версий китайско-российского автомобильного парадокса предполагает, что нашим автомобилистам, реально лишённым выбора, на самом деле удаётся уговорить самих себя, что китайский автомобиль стоит того, чтобы его купили. Иными словами, они ищут преимущества у того, что доступно. Или, как говорил персонаж советской новогодней комедии, «что есть, то и ладно».
С одной стороны, это, наверное, должно доставить беспокойство автопроизводителям Европы, Кореи, Японии, которые, наверное, хотят когда-нибудь вернуться в Россию (хотя, возможно, это мы хотим думать, что они этого хотят) — ведь «привычка — вторая натура», привыкнув к китайскому, наши потребители, возможно, ничего другого и пробовать не захотят («от добра добра не ищут»).
С другой, — это ведь тоже гипотеза. Никто не пробовал реально оценить предпочтения россиян в ситуации, если бы у них были условия для настоящего, а не урезанного санкциями выбора автомобиля.
С третьей, мы же видим, что отечественные производители рано радовались перспективе автомобильного «импортозамещения», в том числе надеясь, что смогут успешнее конкурировать с марками из КНР только за счет увеличенных цен на китайские автомобили в связи с повышением утилизационного сбора...
Единственное, что наши люди не очень хотят покупать у китайцев (и не только у китайцев) — электромобили. Их продажи падали в России три месяца подряд: на 1% в июле, на 12% в августе и на 28% в сентябре — год к году, до 1,27 тыс. штук. Эксперты связывают динамику с ужесточением требований к ввозу, высокими ценами и недостаточно развитой инфраструктурой. К тому же в сентябре у покупателей был акцент на бензиновые автомобили, на которые ожидалось повышение утильсбора (с 1 октября).
В числе факторов, сдерживающих продажи «электричек», специалисты называют страх покупателей при отсутствии долгосрочной статистики эксплуатации и нужного клиентского опыта. А также перспектива наступления зимы.
"Впереди холода, а они никогда не способствовали продаже электрокаров. В холодное время батарея быстрее разряжается«,— говорит директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов.
Почему-то никто из экспертов не упомянул цену, хотя уже она (в среднем порядка 5 млн руб.) может отпугнуть среднего потребителя. Возможно потому, что потребитель у электромобилей в России особенный, такой, для которого дополнительные 300 тыс. руб. утильсбора с 2025 года к средней цене «никак не повлияют» на решение о покупке...
Сергей Михайлов
СамолётЪ