Чтобы не было больно. Так сегодня стараются жить современные семьи
Все последние законодательные инициативы руководства страны — и усложнение доступности абортов, и запрет однополых браков, а также «идеологии» чайлдфри, равно как и обсуждение введение «советского» налога на бездетность, — всё это на самом деле направлено на сохранение и закрепление двуполой многодетной семьи. Которая на самом деле стала «традиционной нормой» городского советского сообщества 1970-х годов — благословенной для многих эпохи «брежневского застоя». Сегодня именно это время почему-то воспринимается как мера, эталон, то, к чему надо вернуться, по отношению к чему критикуются новые явления культурной, общественной, семейной жизни.
Но, как отмечают эксперты, уже в то время советская семья находилась в глубоком кризисе. И высокий процент разводов, и тенденция к падению рождаемости «родом» именно оттуда. «Полёты во сне и наяву» пьющих мужчин, уходящих из дома, «влюбляющихся по собственному желанию», а также терзания женщин, нагруженных работой в две смены — на службе и дома, пытающихся удержать своих благоверных, «потому что «мужчин не хватает», — все эти проблемы знакомы нам по шедеврам советского кинематографа.
И всё-таки это был явный прогресс по сравнению с настоящей традиционной семьёй средних веков, где под одной крышей жили три поколения, свёкры вступали в половые отношения со снохами, дети воспринимались, как «недоделанные» взрослые, а в браки вступали не по любви, а по выбору родителей, которые воспринимали женитьбу/замужество детей как часть производства рабочей силы или один из механизмов экономического обмена, например через приданое.
Но уже в 20-й век западные страны (и Россия, в том числе) вступили с представлением, что дети, брак, любовь — это хорошо, это неотъемлемые составляющие семейного счастья, что в целом сексуальное счастье, удовольствие важны в браке.
А потом жизнь стала меняться гораздо быстрей. Включая в себя, прежде всего всё большее раскрепощение женщины, прошедшей не только через ужасы двух мировых войн, но и благодаря ставшей доступной контрацепции — через сексуальную революцию.
Сексом давно уже, кажется, все сыты и на Западе, да и у нас, где его «не было» почти 70 лет, тоже.
О том, что «секс переоценён» говорит, к примеру, доктор медицинских наук, профессора, главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова Игоря Гундарова, отмечающий со ссылкой на данные современных исследований, что сексуальная дисфункция более распространена среди женщин (43%), чем среди мужчин (31%):
«По этой теме проведено исследование в США на выборке белого населения: 3159 мужчин и женщин 18-59 лет в 1992 году. Оказалось, что среди женщин не имели интимных отношений за предшествующий год 14%, то есть каждая седьмая. Среди живущих половой жизнью у 32% отсутствовало влечение к противоположному полу; ощущали отвращение к сексу 23%; не испытывали оргазм 26%; жаловались на затруднённые фрикции 21%; имели болезненный половой акт 15%. В целом сексуальная дисфункция оказалась у 43% американок. У американцев не жил половой жизнью в течение последнего года каждый 10 й. Среди остальных страдали слабой эрекцией (импотенцией) 10%, преждевременным семяизвержением 31%, имели низкое либидо 15%, ощущали неприязнь к сексу 11%, не достигали оргазма 8%. В совокупности у 31% констатировались выраженные нарушения».
Попросту говоря, почти половине женщин секс не нравится, среди мужчин — почти трети.
Когда говорят о спаде рождаемости во всём мире, думаю, этот фактор тоже играет роль — когда у женщин появилось больше сил на отказ от секса.
Кроме того, надо признать, что экономически дети не очень сочетаются ни с карьерой в очень конкурентном мире, ни с комфортной жизнью, ни с выживанием. И темпы отказа людей от деторождения по всему миру только ускоряются.
Если раньше социально одобряемым поведением было наличие «семейной ячейки», а сегодня это уже почти никого не волнует — люди живут как хотят, как им удобно и не больно.
И государство должно это учитывать, не пытаться грубо лезть людям в трусы и что-то постоянно тупо запрещать. Но, пожалуй, стимулировать желаемый им тип семейной организации — материально и организационно (давать тем же женщинам больше денег и свободного времени). А иногда просто оставлять людей в покое...
Сергей Михайлов
СамолётЪ