Клятва олимпийки. В России осуждают церемонию открытия Олимпиады в Париже и хотят обязать спортсменов клясться в верности стране
Пожалуй, этого следовало ожидать. И свежий анекдот, в котором Александр Бастрыкин, посмотрев открытие Олимпиады, где Мария Антуанетта поёт с окровавленной головой в руках, поручил СК открыть уголовное дело, уже не кажется шуткой.
«Кто как обзывается, тот так и называется»
С юмором сегодня всё очень серьёзно. И у нас, да и у французов тоже. Он у них всегда был весьма своеобразный. Достаточно вспомнить сатирический журнал Charlie Hebdo — шутки в его исполнении уже не раз вызывали международные скандалы.
Умение смеяться и даже издеваться над тем, что составляет основу национального характера — важнейшее свойство западной ментальности. И особенно — французской. Смех, издевка — это диагностическая и гигиеническая процедура. Та самая смеховая культура, о которой писал Михаил Бахтин, и которая была некогда свойственна не только европейцам, но русским людям. Если идеалы (неважно, политические или эстетические) выстояли, значит, они крепки. И если над пророком Мохаммедом на открытии Олимпиады не смеялись, то по той же причине, почему не смеялись над Буддой или Конфуцием. Буддизм, конфуцианство или ислам не являются частью исконной французской культуры.
Когда у нас свои «двадцать копеек» в осуждение парижского шоу дружно вставляют спортивные функционеры, депутаты Госдумы, журналисты столичных СМИ, Мария Захарова и даже Ксения Собчак, сравнивающие происходившее на Сене с тем, что Андрей Болтенко и Константин Эрнст срежиссировали десять лет назад в Сочи, невольно вспоминаются газетные передовицы сорокалетней давности. Тогда советские СМИ тоже сравнивали открытие Олимпиады в Лос-Анджелесе (которое тоже в СССР почти никто не видел) с открытием московских Игр-1980. И сравнение было не в пользу «типичного голливудского шоу».
Кстати, открытия Игр редко получаются удачными. Лучше удаются закрытия. Открытие той же московской Олимпиады не помнит никто, все запомнили закрытие — гениальный и удивительно трогательный образ улетающего Мишки навсегда врезался в память и вошёл в историю...
Вообще, похоже, что негативная реакция на открытие Олимпиады и Игры в целом — это чисто наша, российская «тема». Она актуальная для нас, получивших ещё один повод для расчёсывания своей давней обиды. А Глобальный Юг её просто не заметил. Во-первых, этим странам, которых мы считаем союзниками, французские культурологические заморочки «по барабану». Во-вторых, у них хватает своих «культурных традиций» и «скреп», которые при желании можно занести в разврат — бачи-бази у мусульман, травести (театральные переодевания мужчин в женщин) в Японии, даже в Иране общество нормально относится к хирургической и гормональной переделке мужчин в женщин. А уж о Бразилии в этом смысле и говорить нечего...
По поводу отечественной нетерпимости к тамошнему «разврату» невольно вспоминается некогда сказанное президентом Путиным в адрес президента Байдена: «Кто как обзывается, тот так и называется». В смысле, если уж кому-то в России всё же неймётся бороться с «развратом», можно начать с родной тюремной системы, где к однополому сексу принуждают людей против их воли...
Общий вывод такой: тот, кто держится своих традиций, хочет торговать и богатеть, не желает переделывать взрослых людей и уважает любой их выбор — тот нормально отнёсся к открытию Олимпиады в Париже.
Клятва олимпийки
Но, бог с ним, с открытием, жаль наших спортсменов, которые пропускают соревнования сильнейших, которые бывают только раз в четырёхлетие. А для многих — лишь один раз в жизни.
Евгения Чикунова, о которой мы недавно вспоминали, наша российская «звёздочка» плавания, потенциально более перспективная даже, чем Юлия Ефимова, на проходящем в Екатеринбурге Кубке России по плаванию проплыла стометровку брассом на 0,02 секунды быстрее, чем чемпионка нынешних ОИ Татьяна Сммит из ЮАР. Понятно, что при живых соперниках такого уровня и под колоссальным давлением нашей Жене победить было бы гораздо сложнее, и прямое сравнение результатов не даёт здесь никакой гарантии чемпионства, но, тем не менее, ей должно быть обидно, что она сейчас не в Париже.
Как должно быть обидно и нашим девушкам-гимнасткам, олимпийским чемпионкам Токио, что они не могут сразиться с командой США, в которую сейчас вернулась знаменитая Симона Байлз.
И таких сожалений по упущенным возможностям очень много. И они усиливаются от новостей, что золотые награды в разных дисциплинах на Олимпиаде завоёвывают представители стран постсоветского пространства: Казахстана, Узбекистана, Азербайджана...
Думаете, как отреагировали на горести наших атлетов депутаты Госдумы? Они придумали законопроект, которым может быть введена обязательная клятва для кандидатов в сборную России.
В пояснительной записке говорится, что «в связи с продолжающимся политически мотивированным международным давлением на спортивное движение в России поддержка значимости высокого статуса спортсменов, представляющих Россию на международной спортивной арене, является важной задачей действующей государственной политики».
Реальный смысл документа, вероятно, не столько в усилении патриотической нотки в спорте, сколько в том, чтобы усложнить смену спортивного гражданства и добавить аргументов в пользу выбора Игр дружбы под своим флагом вместо Олимпиады под нейтральным или иностранным. Такие спортивные «контрсанкции», попытка затормозить уже начавшийся процесс перехода наших спортсменов в другие сборные...
Получилось так, что заочно инициаторам «клятвы олимпийки» из Вологды ответил известный комментатор Дмитрий Губерниев: «Мы должны поддерживать свой спорт, а вместо этого ищем дерьмо в Сене».
Губерниев, кстати, считает, что люди соскучились по полным трибунам, и Олимпиада с соревновательной точки зрения — прекрасна.
А вы?
Сергей Бесков
СамолётЪ