Китай разъезжается по России. И фактически не оставляет автомобилистам выбора
Всего за два года китайский новый автомобиль превратился из рискованного в единственный выбор, по крайней мере в секторе кроссоверов, бизнес-седанов или пикапов.
Во всяком случае «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные «Автостата» о регистрациях пишет о том, что суммарный парк китайских автомобилей в России на 1 июля достиг 1,86 млн.
Доля китайских авто демонстрирует опережающий рост — с начала года она прибавила почти процентный пункт и достигла 4% всего парка, а в штуках парк увеличился на 28%, или на 410 тысяч. Если тенденция продолжится, а предполагать обратное оснований нет, то китайские марки через пару лет войдут в топ-5 парка, обогнав французские и американские (сейчас 6% и 7% соответственно).
В прошлом году на «китайцев» пришлось 52,3% спроса (по регистрациям) на все новые автомобили. Всего было продано 1,089 млн авто. По итогам первого полугодия 2024 года их доля выросла — 420 тысяч из 710 тысяч. Отечественная Lada продала вдвое меньше — 220 тысяч автомобилей.
Топ-3 по накопленному объему парка китайских автомобилей без сюрпризов составили самые продаваемые бренды — Chery (444,7 тысячи), Geely (341,1 тысячи) и Haval (296 тысяч). Примечательно, что ровно половина этого парка встала на учёт за последние полтора года. В то же время несложно предсказать, что стареющие досанкционные «корейцы» и «европейцы» будут ускоренно выбывать.
Скорость захвата большим соседом российского рынка наглядно демонстрирует хотя бы то, что даже в 2022 году доля автомобилей из Китая в продажах не превышала 20%, а в 2021 году была на уровне 7,5%. Большинство российских заводов западных компаний теперь тоже собирают китайские авто...
При этом сами китайские производители предпочитают не афишировать свои российские автоуспехи, возможно следуя своей китайской мудрости, которая гласит: «Не говори, если это не изменит тишину к лучшему». К примеру, на последнем Пекинском автосалоне, собравшем, кажется, всех российских дилеров и клиентов буквально каждого китайского автомобильного бренда, присутствующего в России, в презентациях этих брендов российский рынок вообще не фигурировал. Даже у его лидера — группы Chery, которая фотографии российских блогеров и автосалонов, выдавала за фотографии из стран ЕС... Причина банальна — угроза вторичных санкций США. Как раз накануне Пекинского автосалона республиканец Майк Галлахер внёс в Конгресс США законопроект No Limits Act, который требует от определённых китайских компаний прекратить работу в РФ в течение 180 дней под угрозой американских санкций.
Конечно, Китай россиян без машин не оставит. Пока сможет хорошо зарабатывать на продаже в России своих машин. Которые всё ещё являются всего лишь копиями западных, японских и южнокорейских оригиналов.
Ну, просто потому, что Китай включён в мировую производственную цепочку на самом её конце. Американский геостратег Питер Зайхан в своей книге «Конец мира — это только начало» приводит пример этой китайской зависимости:
«Китай, как мастерская мира, полностью зависит от импорта технологий и компонентов. В таких дорогостоящих секторах, как полупроводники, телефония и аэрокосмическая промышленность, Китай опубликовал национальные планы стать мировым лидером, но он оказался в целом неспособен самостоятельно производить компоненты с высокой добавленной стоимостью, такие как низконанометровые чипы или реактивные двигатели (или, если быть до конца честным, успешно „переиспользовать“ чужие продукты).
Товары, в которых, как большинство из нас считает, китайцы доминируют — в собственной электронике, офисном оборудовании и компьютерах, на самом деле имеют более 90% добавленной стоимости за пределами Китая. Для кораблей этот показатель составляет 87%. Для телекоммуникационного оборудования и „внутренностей“ большинства электронных гаджетов этот показатель составляет 83%. Даже в таких низкопробных видах работ, как производство бумаги, пластмассы и резины, до половины добавленной стоимости производится в других странах. Как пример: Китай придумал, как сделать шариковую ручку без импортных компонентов, только в 2017 году. Идея о том, что Китай может получить набор чертежей и внезапно собрать из них стелс-бомбардировщик или передовую ракетную систему, смехотворна».
После этого становится понятно, почему Китай так держится за глобализм, за рост мировой торговли и особенно за межнациональные институты регулирования — вроде ВТО, МВФ, Всемирный банк, ООН и его ответвления, и т.д. Без международной кооперации весь китайский индустриализм быстро превратится в «тыкву».
На которую, тем не менее, делает ставку российское руководство...
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ