Улётные рецепты Чем кормить детей, чтобы они стали патриотами?
Глава управления по работе с регионами фонда «Защитники Отечества» Мария Костюк заявила, что родители участников СВО должны поделиться опытом воспитания патриотов — вплоть до того, «чем же они кормили своих детей, что они стали настоящими защитниками».
Первый зампред комитета Госдумы по защите семьи Татьяна Буцкая намекнула, что главный продукт настоящего патриота — грудное молоко. «Ни в одну банку невозможно засунуть белый порошок с названием „заменитель грудного молока“, который был бы похож на мамино молоко!» — воскликнула госпожа Буцкая и предложила учредить движение «Грудное — модное».
Глава «Союза отцов» Александр Заремба, подхватив родительскую тему, заявил, что именно отцы — главные носители «культурных кодов» семей, хотя несут они их, держась за руку с «мамами».
Хорошо известный в Вологодской области депутат Госдумы Олег Матвейчев остановился на «наваждении сатанизма, которое захватило западное общество». По мнению Матвейчева, началось всё ещё с эпохи Просвещения, которая атаковала традиционные ценности по трем направлениям, поставив под сомнение понятия Бога, монарха и патриархальной семьи. Впрочем, и философы-постмодернисты не лучше: «Фуко — гомосексуалист, Делёз, Гваттари...» По подсчётам депутата, к сексуальным меньшинствам относятся почти все мэры европейских и американских городов.
Альтернативу постмодернизму в виде «Русской правды», «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» предложил политолог Владимир Шаповалов, который не удержался, чтобы не процитировать великого князя киевского: «Там замечательные слова: жену свою любите». Правда, уточнил господин Данилин, «современные традиционные ценности» прежде всего опираются на современное семейное законодательство, а из перечисленных исторических документов взято только лучшее: «Если кто-то собирается написать, что мы за домострой,— ничего подобного!.
Модератор дискуссии политолог Павел Данилин привёл статистику, согласно которой за три года число россиян согласных с тезисом, что важно всегда следовать традиционным духовным принципам, выросло аж на 2% — до 65% в 2023 году. Данилин сделал вывод, что тезисы президента о семейных ценностях находят отклик у людей.
Но одного отклика мало — замдиректора департамента демографической и семейной политики Минтруда РФ Елена Семёнова сообщила о планах увеличить к 2026 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,6.
Между тем, объективная реальность продолжает сопротивляться этим планам. Касается это и благосостояния, и здоровья россиян — ни то, ни другое высокой рождаемости не способствует.
Так, например, в спецвыпуске Института демографических исследований «Женщина в российском обществе» прямо указывается на взаимосвязь благосостояния и рождаемости. Особенно сейчас, когда впервые за десятилетие деньги начали активно просачиваться в нижние 50% населения (во многом связанные с последствием СВО).
Исследователь И.Э. Киселёва, «систематизировав научные исследования феномена обратной связи между числом рожденных детей и социальным положением матерей, выявила несколько тенденций, в частности: на фоне повышения уровня жизни происходит сокращение как уровня смертности, так и рождаемости; изменение функций семьи идёт параллельно эмансипации женщин; включаются компенсаторные механизмы — снижение рождаемости при повышении уровня жизни ведёт к замещению детей домашними животными и др.»
Её коллега С.В. Щепотьева отмечает, что «респонденты, оценивающие материальное положение семьи как очень плохое, имеют высокие показатели идеального и желаемого числа детей». Демографы разбили женщин и мужчин по достатку на уровне самоощущения.
И оказалось, что чем более бедна женщина (прям на уровне нищеты), тем больше детей она желает и ожидает. Самый низкий показатель желаемого и ожидаемого числа детей — у самых обеспеченных женщин. У мужчин эта градация более сглаженная.
Обратной стороной многодетства в нищете становится здоровье будущих патриотов. В «Сибирском психологическом журнале», № 1, 2024, где приведены данные исследования детей-сирот из Башкирии, Астраханской, Костромской области и др., отмечается резкий рост инвалидности по психическим заболеваниям у детей:
«Число детей-инвалидов (до 17 лет включительно) за 10 лет увеличилось на 44,4% (с 119.642 до 172.814). Наблюдался интенсивный рост детской инвалидности вследствие наличия хронических неорганических психозов (с 7,0 до 23,1%), в структуре которых преобладали дети с аутизмом (95,4% в 2021 г.). В 2011- 2021 гг. показатель детской инвалидности по психическим расстройствам (число детей-инвалидов в расчете на 100 тыс. детского населения) вырос на 26,1% и составил 568,8».
Фактически здоровых детей-сирот нет, как мы видим на диаграмме.
«Соматические заболевания и соматовегетативные нарушения обнаруживаются в 100% наблюдений за детьми, ставшими сиротами с рождения, и в 50% наблюдений за детьми, ставшими сиротами со старшего дошкольного возраста».
Это к вопросу о том, что у нас в стране зациклены на количественном росте числа детей, но не на качественных их показателях.
С психическим здоровьем взрослых россиян дело обстоит немногим лучше. ТК «Больше, чем факт» в качестве сенсации подаёт информацию о том, что молодой психиатр Управделами президента Егор Колпаков исследовал влияние ковида на психику пациентов кремлевских медучреждений, то есть, по сути, руководства страны, и выявил психопатологию почти у 5% из них, особенно старшего возраста.
Подаётся это, как «у Кремля поехала крыша». Но, если сравнить эту статистику с цифрами в среднем по россиянам, здоровье начальства будет выглядеть очень даже благополучно.
Из последнего мониторинга Института психологии РАН мы узнаём, что сейчас 57% россиян находятся в депрессии и/или тревоге (у молодёжи были пики по 80%).
Из других исследований знаем, что до 10-12% россиян — люди с серьёзными психопатологиями, вероятно, примерно с теми диагнозами, что описываются Колпаков. И надо ещё учесть, что начальство обследуется лучше и качественнее, чем рядовые россияне, так что у последних цифра психопатологий может быть и больше.
Так что не «у Кремля едет крыша», а скорее в России относительно «здоровые (в Кремле) правят больными». Во всяком случае номенклатура по сравнению с подданными гораздо здоровее по всем параметрам, в том числе и психическим. Это подтверждается и тем фактом, что начальство, особенно высшее, по российским меркам живёт очень долго.
Даже совсем спившийся алкоголик Ельцин прожил 76 лет — на 10-12 лет больше, чем живёт средний мужчина в России (часто и непьющий).
Интересно, а что едят вот эти патриоты?
Марина Мельникова
СамолётЪ