Субботнее чтение. Терпение и труд человека перетрут? Насколько «традиционны» ценности, которые исповедуют россияне
Свою попытку ответить на этот вопрос сделала социолог Лидия Окольская (Институт социологии ФНИСЦ РАН) в статье «Российские родительские ценности в межстрановом контексте с 1990–1991 по 2017–2020 гг. // Социологический журнал. 2021. Том 27. No 4».
По мнению исследователя, за то, что россияне стали «чемпионами Европы» по сильному индивидуализму или «волчьему», как ещё иногда говорят социологи (30% россиян — носители такой жизненной установки, а, например, в Швеции её разделяют только 9% населения), ответственны родители. Вот, что пишет Окольская:
«...В 1990–1991 гг. по сравнению с жителями 33 стран россияне считали чрезвычайно важным воспитание у детей трудолюбия и бережливости. Они высоко ценили решительность и настойчивость. Ответственность, терпимость и уважение к людям и бескорыстие находились приблизительно на среднем межстрановом уровне.
Низкий вес в общественном сознании россиян по сравнению с населением других стран имели хорошие манеры, независимость и послушание. Воображение и религиозность были маргинальными качествами — и в абсолютном, и в относительном выражениях.
Российская комбинация родительских ценностей говорит о том, что модель будущего для ребенка предполагала расчет на себя.
Подрастающие дети должны были быть готовы к долгосрочному преодолению трудностей при дефиците ресурсов, к необходимости пренебрегать своими потребностями. Они могли быть самостоятельными или послушными: допускались различные варианты решения главной экзистенциальной задачи. Внутренний мир детей, их фантазии и верования, отношения с другими людьми были вторичны для взрослых.
Речь шла о приземленном выживании, об умении „держаться“, несмотря ни на что».
Прошло 30 лет... Что сегодня россияне воспитывают в своих детях?
«Во-первых, — пишет Окольская, — в 2017–2020 гг. россияне по-прежнему входят в число лидеров по воспитанию трудолюбия и бережливости в детях, хотя и уступили пальму первенства жителям других постсоциалистических стран... Падение популярности этих качеств входит в число самых существенных изменений родительских ценностей в нашей стране. Тем не менее две национальные idée fixe до сих пор в силе и продолжают ориентировать детей на выживание.
Во-вторых, две другие традиционные ценности — религиозность и послушание — сохраняют свое, пусть небольшое, влияние в России.
Так, по воспитанию религиозности россияне теперь находятся скорее в середине, чем в нижней части, рейтинга, переместившись с 30-го на 16-е место.
По частоте выбора послушания Россия находится примерно на том же межстрановом уровне, в то время как в массиве динамика была отрицательной. Ситуацию с этими родительскими ценностями можно считать проявлением консервативного культурного тренда.
В-третьих, по ценностям самовыражения — независимости и воображению — Россия сохраняет свое положение среди других обществ.
По частоте выбора решительности и настойчивости ее опередили несколько стран (напомним, что в России вес этого качества за 30 лет не изменился, хотя в нулевые годы случился всплеск его популярности).
В-четвертых, в России заметно «просели» гуманистические ценности, сильнее всего — терпимость и уважение к людям. По уровню поддержки этого качества Россия опустилась с 18-го на 31-е место, одно из последних в массиве (отрицательный сдвиг в российской выборке составил 15%).
По бескорыстию Россия опустилась с 20-го на 26-е место, по хорошим манерам — с 30-го на 32-е (тоже в самом низу рейтинга).
Получается, что качества, отвечающие за хорошие отношения, солидарность и успешную коммуникацию с людьми, второстепенны для россиян. На фоне других стран ориентация соотечественников на воспитание в детях ценностей благожелательности и заботы существенно ослабла...«
«Провисание» социально ориентированных ценностей, предполагающих доброе отношение к людям, является серьезной социальной проблемой. По-видимому, это самое серьезное негативное последствие дефицита экзистенциальной безопасности, которое наше общество пока не смогло преодолеть«, делает вывод Лидия Окольская.
Словом, чему учили, то и получили. И это у нас еще люди хорошие, на самом то деле. С такими родительскими ценностями всё могло быть ещё хуже...
Трудолюбие и бережливость
«...Представляя „идеального человека“, которого им хотелось бы воспитать, граждане СССР в 1990–1991 гг. практически поголовно (93%) указывали трудолюбие, — отмечает Окольская. — По выбору этого качества Россия опережала все 33 страны, включая Китай»
«В начале девяностых важнейшей родительской ценностью для тогда еще советских граждан было трудолюбие. Это качество подразумевает самопреодоление, готовность человека к рутинным индивидуальным усилиям независимо от того, на какой конечный результат они направлены. Данное обстоятельство придает трудолюбию амбивалентность: трудолюбивый человек может прилагать свои усилия к общественно или лично полезному результату, но велик шанс, что они будут произвольно эксплуатироваться тем или иным социальным актором. В этих случаях трудолюбивый человек, не контролирующий цель своих усилий, легко превращается в объект социальной манипуляции, а данное качество становится одной из разновидностей конформности... важность детского усердия обычно продвигают родители, для которых характерен требовательный, интенсивный стиль воспитания (то есть они как раз и выступают в роли внешнего актора, устанавливающего цели). Такой стиль чаще встречается в обществе с высоким уровнем экономического неравенства...
...Накануне распада СССР россияне были международными лидерами в воспитании не только трудолюбия, но и бережливости (61%), уступая в этом отношении только Исландии ... Средний межстрановый уровень выбора бережливости был намного ниже российского — 38%. Наименее зацикленными на бережном отношении к деньгам и вещам оказались жители Нигерии (8%) — весьма бедной страны.
Бережливость, как и трудолюбие, относится к ценностям выживания. Она предполагает тщательную экспертизу своих потребностей на предмет их уместности — зачастую по требованию внешнего окружения».
В общем, «не жили хорошо, нечего и начинать».
Территориальные различия
Лидия Окольская попыталась также рассмотреть территориальные различия внутри России по убыванию доли индивидуалистических ценностей в общем числе названных респондентами качеств:
«...Респонденты, наиболее склонные воспитывать в детях деятельностный индивидуализм, живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, делает вывод исследователь. В северной столице все без исключения индивидуалистические качества встречаются значимо чаще. В Ленинградской области люди отдают значимо большее предпочтение самовыражению.
Средний уровень приверженности индивидуалистическим ценностям зафиксирован в Москве, Тамбовской области и Башкортостане.
При этом в Москве больше всего востребованы решительность и настойчивость, отвечая представлениям о столице как средоточии энергичных, активных людей...»
«Хорошо, когда все честные, один ты — мошенник»
Комментируя результаты исследования, политолог Павел Пряников отмечает.
«Сейчас начальство пытается прививать детям „соборность“ через возрождение пионерии, комсомолии, воентотрядов, „помощь нашим ребятам“. Но как это сочетать со сверхиндивидуализмом? Карьеру в комсомолии сделают немногие, остальным придётся жить всё равно в „волчьем“ обществе. Доброту в нашем обществе считают за слабость, улыбку и смех — за вызов. Да и из начальства никто не собирается меняться — добреть, великодушествовать, самим жить по соборному. Наоборот, мы видим, что оно день ото дня только ожесточается к пролам.
Дети будут психологически ломаться от такого диссонанса — от того, чему учат родители и сама жизнь за порогом и деклараций начальства о коллективизме и соборности. Работа психотерапевтам и психиатрам обеспечена».
Скорее многое (если не всё) в России держится на принципе, некогда очень популярном в позднем СССР: «Хорошо, когда все люди честные, а ты среди них один мошенник».
Вот так до сих пор и живём. К сожалению.
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ