Тени забытых предков. Как четыре века назад добывали железо в Вологодской области
На глаза попалось ставшее довольно популярным видео реконструктора Григория, который, как он говорит, «по просьбе археологов и краеведов», провёл эксперимент по добыче железа из болотной руды методом, использовавшимся в XVII веке. Место эксперимента — Устюженский район Вологодской области, где примерно в те времена было развито элементарное производство железа. Из-за чего этот район был назван «Железным полем».
С историей промысла, кстати, можно познакомиться в череповецком Музее металлургической промышленности, построенном на территории и на средства промышленного гиганта «Северстали». Но в музее сама технология представлена в виде мультимедиа. А блогер-реконструктор в своём видео зафиксировал реально восстановленный процесс.
Руду Григорий добыл самым простым способом — это лимонит из берегов речки Устюжны в Вологодской области. А предки Григория добывали её из болот или черпали со дна водоёмов. Кстати, лимонит — руда очень бедная на железо, его там всего около 5%. В качестве топлива реконструктор использовал 6 вёдер древесного угля — готового, купленного в магазине. Предкам же приходилось предварительно и очень долго выжигать такой уголь в специальных ямах.
У Григория очевидно не было механических мехов для раздувания огня и он, облегчая себе задачу, использовал для поддува современный пылесос.
В результате всех этих хлопот реконструктор получил лишь горсть полуфабриката — губчатого железа, которое далее надо ещё «доводить до ума» в горне.
И такой полуфабрикат был основным продуктом русской металлургии до конца XVII века в стране изначально бедной минеральным сырьём. Не было на Руси месторождений меди, олова, свинца, серебра, золота. Железо было вот такое низкосортное из болотной руды и очень трудозатратное, чтобы довести его до стадии, когда можно из него сделать какой-то простой продукт вроде подковы, наконечника для плуга или уключины для вёсел. Высокосортное железо, годное для производства оружия, доспехов, механизмов или инструментов, Русь импортировала до конца XVII века из Швеции и Германии.
Именно металлы занимали первое место в тогдашнем импорте, за который купцы Московии расплачивались с генуэзцами из Крыма с XIV века, как свидетельствует арабский писатель Ахмед Ибн-Фадлан, в первую очередь пушниной: шкурками соболя, песца, горностая, беличьего меха, меха куницы и другими мехами, среди которых встречается даже упоминание меха белого медведя. К экзотическим товарам Руси относились красные кречеты и белые соколы (отлов вёлся на Северном и Приполярном Урале), моржовый бивень.
Чтобы добывать всё это добро московитам-русичам приходилось всё активнее колонизировать Север и Северо-Восток того, что потом будет называться Российской Империей. И уже в XVIII-XIX веках с освоением Сибири, с обнаружением Курской железной аномалии и углей Донбасса начнут формироваться и представление о России, как «полной таблице Менделеева», и индустриальная мощь страны, которая сегодня входит в пятёрку мировых производителей металла.
Но надо помнить, что первоначально Русь была сформирована такими факторами, как чрезвычайная природная бедность, плюс бедные почвы, плюс тяжёлый климат, плюс большие расстояния, плюс отсутствие выхода к морю и естественных преград для орд врагов — и мы получим главную национальную идею Руси: физиологическое выживание в рамках жестокого мобилизационного управления, способного концентрировать скудные ресурсы.
Идею, которая парадоксальным образом остаётся движущей силой современного государства при всём наличествующем в нём относительном ресурсном изобилии...
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ