Почему остановили «Северянку»? «Северсталь» модернизирует производство по китайскому образцу
Очевидно, что известие об остановке на капитальный ремонт самой большой в Европе доменной печи № 5 («Северянки») Череповецкого металлургического комбината «Северстали» так широко разошлось по медиа-среде только потому, что в начале марта другая доменная печь (№ 4) того же комбината была атакована украинским БПЛА. К счастью, снаряд, впервые за всё СВО долетевший до Вологодской области, нанёс металлургическому производству Алексея Мордашова (если верить официальным заявлениям) минимально возможный ущерб.
Вероятно, в это поверили не все. И когда через месяц руководство компании объявило об остановке на капремонт самой большой доменной печи ЧерМК, это вызвало нешуточный резонанс. За комментариями обращались даже к автору этих строк — интересовали всего два вопроса: «катастрофа» ли это, грозящая «Северстали» и городу массовыми увольнениями?
Почему-то сразу вспомнились 2007–2008 годы, когда в разгар экономического кризиса останавливались сразу три «малые» доменные печи «Северстали» — 1, 2 и 3. Тогда действительно всё было очень жёстко, включая и увольнения. Потом, когда ситуация немного нормализовалась, две первые печи снова задули, а третью пришлось строить заново. При этом её полезный объем и производительность были увеличены более чем в 1,6 раза. Под новые параметры пришлось даже реконструировать седьмую коксовую батарею.
Доменные печи «Северстали»
И именно третья доменная печь задержала плановый капремонт «Северянки», который должен был состояться ещё в 2015 году, почти на 10 лет. За это время случился ещё один экономический кризис, опять ударивший по инвестиционному бюджету «Северстали»...
Интересно, что в отличие от кризисов мировой экономики СВО не только не повлияла на планы по ремонту ДП № 5, но, скорее, ускорила их реализацию.
Оказавшись под санкциями «недружественных» стран, лишившись значительной части экспортных рынков (ещё в 2021 году 36% продаж из 47% экспортной выручки «Северстали» обеспечивали европейский и североамериканский рынки), компания Алексея Мордашова сумела переориентироваться на отечественного и «дружественного» зарубежного потребителя.
К весне нынешнего года она оказалась в состоянии не только начать ремонт своей домны-гиганта, но и строительство новой сырьевой базы. СамолётЪ уже рассказывал о масштабном проекте строительства на территории ЧерМК комплекса по производству железорудных окатышей. Мощность комплекса составит 10 млн тонн в год. А общая стоимость — порядка 97 млрд рублей, — это настоящая инвестиционная «жемчужина» в портфеле и бывшего губернатора Вологодской области, и нынешнего врио — о которой оба уже отчитывались перед президентом.
После намеченного на 2026 год запуска нового комплекса в составе доменной шихты ЧерМК железорудные окатыши будут составлять 90%, это позволит сократить расход кокса на 25 процентов и повысить производительность наших доменных печей на девять процентов, пояснял Александр Шевелев, представляя проект в октябре 2023 года:
«В результате запуска нового комплекса и вывода из эксплуатации старого оборудования выбросы загрязняющих веществ снизятся на 133 тысячи тонн в год — более 45 процентов от базового 2017-го. Снижение выбросов парниковых газов составит более двух миллионов тонн в год».
А ещё «Северсталь» собирается в ближайшие годы практически полностью отказаться от грязного в смысле экологии агломерационного производства, как в своё время отказалась от выплавки стали в мартеновских печах в пользу конвертерного и электросталеплавильного производства...
И здесь на помощь российским металлургам пришли китайские машиностроители. Не потому, что лучшие в мире (хотя именно КНР является мировым лидером по производству много чего, включая сталь — 57% мирового производства), просто больше не у кого пока заимствовать современные технологии и соответствующие компетенции.
За два года спецоперации, как отмечают источники на «Северстали», было замещено 4400 единиц номенклатуры входящих товарно-материальных ценностей, ранее поставлявшихся из недружественных стран. Значительный объем поставок сумел освоить машиностроительный дивизион компании. К активному реверс-инжинирингу* оборудования и узлов, часть которых поставлялись из КНР даже порой без технической документации, компания привлекала, наряду со своими инженерами, китайских специалистов.
Поставку основного технологического оборудования для комплекса окатышей будет осуществлять компания из КНР. Дополнительное оборудование и строительные материалы на сумму порядка 20 млрд рублей планируется закупить у отечественных компаний. При этом приоритет будет отдаваться загрузке предприятий Вологодской области.
*Реверс-инжиниринг — он же обратное проектирование, он же — обратный инжиниринг — процесс разработки конструкторской документации (КД) на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия. То есть КД не разрабатывается с нуля, а восстанавливается по образцу путём снятия с него размеров и изучения других его параметров.
Сергей Авдеев
СамолётЪ