Как найти триллион? Правительство работает над налоговой шкалой, чтобы обеспечить выполнение президентского послания
Некоторые подробности этой работы сегодня сообщили «Ведомости». Судя по информации источника издания. Речь может идти о доработке уже анонсировавшегося проекта партии «Справедливая Россия — За правду»: ставка НДФЛ от 13% до 25%, 15% от 5 до 24 млн рублей в год, 25% от 500 млн рублей в год. Примечательно, что он предполагает 1 трлн рублей допдоходов в год, что совпадает с объёмом новых путинских обещаний из послания.
Возврат к прогрессивной шкале налогообложения стал едва ли не главной новостью послания Путина, хотя президент и ограничился парой предложений о «более справедливом распределении налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы». Сейчас в России единый корпоративный налог — 20%, а повышенная ставка НДФЛ 15% вместо 13% с дохода свыше 5 млн рублей в год введена только с 2021 года.
О введении прогрессивной шкалы НДФЛ власти уже много лет говорят именно в терминах справедливости, а не фискальной логики. С точки зрения бюджета у прогрессивного подоходного налога есть ряд ограничений:
• НДФЛ собирается в региональные бюджеты, а значит, увеличение ставки только увеличит межрегиональное неравенство, которое и так в России чрезвычайно высоко.
• Прогрессивная шкала чревата уходом «в тень» и возвращением к практике выплаты зарплат «в конвертах», а это означает выпадающие доходы региональных бюджетов.
• Прогрессивная шкала НДФЛ — это прежде всего налог на средний класс. А в структуре среднего класса в России сейчас появилось большое число государственных «иждивенцев» — это, прежде всего, силовики и «участники СВО», для которых, вероятно, нужно будет вводить специальные вычеты (сейчас от НДФЛ освобождены только безвозмездные средства, регулярная заработная плата под них не попадает).
С другой стороны, обращает внимание экономист Никита Кричевский, в России сформировался устойчивый класс фрилансеров, работающих на себя. Их порядка 15 млн чел. (ИП и самозанятых). Они не платят классический НДФЛ по ставке 13%, следовательно, не имеют права на вычеты:
«Прогрессивную шкалу к ним также не применишь: верхний предел уплаты налога в 6% — 180 млн руб. или 15 млн руб. в месяц. Или применишь, но тогда прощай, институт ИП. Как и вся рыночная экономика. И здравствуй, уравниловка», — пишет эксперт.
Более реальная альтернатива повышению НДФЛ — пересмотр ставки корпоративного налога на прибыль, которая сейчас составляет 20%. Более того, объяснят это просьбами самого бизнеса. В декабре председатель РСПП Александр Шохин говорил, что бизнес не против такого повышения, если правительство перестанет вводить «экзотические налоги» вроде windfall tax и курсовых пошлин. В любом случае, министр финансов Антон Силуанов сказал, что все инициативы просчитаны и на все деньги в бюджете будут.
В оценке макроэкономического эффекта эксперты разошлись: с одной стороны, прогрессивная шкала повышает соблазн скрывать доходы, с другой — стимулирует инвестиции: вложения в развитие бизнеса позволяет не платить повышенный налог с дивидендов.
Новая модель поможет снизить неравенство и (из-за торможения потребления) давление на платёжный баланс со стороны импорта, но не скажется на экономике в целом. Скорее всего, эффект перераспределения для ВВП будет нейтральным, а внедрения налоговых новшеств не стоит ждать до второго полугодия 2025 года.
Подготовил Сергей Михайлов
СамолётЪ