Не сваривается
Мировой кризис на фоне перепроизводства стали заставляет российских металлургов отказываться от увеличения выпуска продукции и сосредотачиваться на борьбе с издержками. По мнению экспертов лучше других к изменившейся ситуации готова «Северсталь»
Для этого Магнитка остановила сталеплавильное производство на турецком заводе MMK-Metalurji, распродает запасы лома. И не планирует наращивать физические объемы производства.
Магнитка может выиграть за счет отсутствия вертикальной интеграции, считает аналитик «ВТБ капитала» Игорь Лебединец. Компания обеспечена собственным углем лишь на 40% и совсем не производит железную руду. Сейчас цены на сырье падают, что будет способствовать снижению издержек.
Добиться роста рентабельности намерены и конкуренты ММК — «Северсталь» и Evraz. Evraz стремится удвоить показатель EBITDA к 2016 году. А приоритет стратегии «Северстали» - намерение стать лидером по рентабельности по EBITDA в России. Ради выполнения главной задачи обе компании отказались от масштабной зарубежной экспансии. Этот шаг позволит им также снизить долг.
Эксперты сходятся на том, что сейчас не имеет смысла увеличивать производство - новая продукция просто не найдет покупателя. На рынке стали ситуация не лучшая: китайские производители стали начали экспортировать свою продукцию и составили россиянам серьезную конкуренцию на традиционном экспортном рынке - Ближнем Востоке. Европейские клиенты не в лучшем состоянии, а внутренний рынок дополнительные объемы просто не переварит.
Впрочем, пока он помогает «Северстали», которая снизила долг и лучше конкурентов готова к тяжелым временам. Несмотря на то, что результаты девяти месяцев для «Северстали» тоже оказались хуже прошлогодних: выручка снизилась на 9,1% до $10,98 млрд, EBITDA - на 37,1% до $1,8 млрд, чистая прибыль - на 42% до $912 млн., компании с начала года удалось сократить чистый долг на 12,4% до $3,6 млрд, или 1,4 EBITDA. Публичный долг в общей структуре задолженности «Северстали» занимает 68%, рассказал финансовый директор компании Алексей Куличенко. «Северстали» останется вернуть в конце 2012-2013 гг. $1,7 млрд, говорит он. Компания, по его словам, будет погашать этот долг, а не рефинансировать.
Однако главным конкурентным преимуществом «Северстали» пока остается ее модернизируемая бизнес-система, ориентированная на постоянное совершенствование и качественный рост бизнеса.
- Это общая тенденция, - говорит начальник управления корпоративной стратегии «Северстали» Андрей Лаптев. - Все занимаются снижением издержек, улучшают качество работы с клиентами, обучают сотрудников. Я часто общаюсь с представителями российских и западных компаний, инвесторами, аналитиками. Они говорят, что «Северсталь» первой в СНГ стала проводить системные внутренние изменения. Значит, мы и продвинулись дальше всех. Однако это только начало пути. Перед нами стоят ясные цели и задачи. Бизнес-система «Северстали» отвечает на вопрос, как их достичь.
Подготовил Илья Неведомский
«РМ»
22.11.2012
Слишком много заводов
Начальник управления корпоративной стратегии «Северстали» Андрей Лаптев, вернувшись из Дели с конференции Worldsteel, рассказал о ключевых тенденциях в отрасли, экономических прогнозах и перспективах «Северстали».
– Настроение участников конференции сложно было назвать приподнятым. Один из важных вопросов заключался в том, смогут ли рынки России, Китая и Индии компенсировать кризис в Европе, где спрос на сталь продолжает снижаться. Рост потребления стали замедлился и в Китае, в ближайшем будущем возможна стагнация. Есть опасения по поводу экономики США.
Участники конференции долго обсуждали проблему переизбытка мощностей в Старом
Свете. В мире построено слишком много заводов, что приводит к жесткой конкуренции за
клиента и заказы, поэтому цены на сталь находятся на низком уровне.
– В связи с переизбытком мощностей стоит ли в ближайшее время ожидать очередной
волны слияний и поглощений в отрасли?
– Думаю, да. Это один из ответов на угрозу, хотя далеко не самый очевидный. Сейчас многие компании обременены проблемами, накопленными еще в докризисные времена, например большим объемом долгов. Им некогда думать о поглощениях. Кроме того, в некоторых регионах и так достаточно высока степень консолидации – в Бразилии, России, Индии, в какой-то степени в США. Слияния могут и должны происходить в Китае – там, кстати, это часть государственной политики в металлургической отрасли. Если более широко смотреть на проблему, то избыточные мощности нужно закрывать и оставлять только рентабельные заводы, у которых есть свои рынки сбыта и доступ к сырью. Так, в Европе, по мнению участников конференции, может быть навсегда закрыто от 20 до 30 процентов всех мощностей. Arcellor Mittal недавно закрыл завод в Лотарингии, «Евраз» приостановил работу своего предприятия в Чехии. Процесс уже запущен, однако идет медленно и болезненно.
– Чего в такой ситуации ждать «Северстали»?
– Экономическая нестабильность оказала негативное влияние на наши рынки сбыта в этом году. 2013 год будет нелегким. Его, конечно, нельзя сравнивать с 2008–2009 годами, когда загрузка падала до катастрофически низких 55–60 процентов. Думаю, она останется на сегодняшнем уровне – 75–77 процентов. Согласно официальному прогнозу Worldsteel, в 2013 году рынок стали в России и США увеличится на 3,5 процента, а в мире в целом – на 3,2 процента. Так что мы будем продолжать работать в растущей отрасли, но высокая конкуренция и избыток мощностей будут оказывать серьезное давление на нашу рентабельность. Российский рынок по-прежнему останется для нас стратегическим. Когда мы работаем на экспорт, в некоторых регионах сталкиваемся с конкурентами, готовыми продавать продукцию на уровне себестоимости или даже ниже ее, только чтобы загрузить мощности. В этих условиях особенно важно продолжать сокращать издержки, сохранять невысокую себестоимость, развивать отношения с клиентами.
Источник