Звонок не для ученика. В России запретили смартфоны в школах: что об этом нужно знать
Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях закон об ограничении использования телефонов в школе. Сообщение об этом появилось 6 декабря на сайте Госдумы. Авторами закона, ограничивающего использования смартфонов в учебных заведениях, выступили депутаты всех партий. Правило вступает в силу 1 сентября 2024 года.
В принятой в первом чтении поправке в ст. 41 «Обязанности и ответственность обучающихся» закона «Об образовании» позволялось использовать мобильники еще и «с разрешения» преподавателя. Именно такая версия была принята в первом чтении, однако затем депутаты сочли необходимым ужесточить законопроект.
Но после второго и третьего чтения осталась такая формулировка: «...не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Что нужно знать школьникам и родителям о запрете смартфонов:
Приносить смартфон в школу всё ещё можно. Школьникам не запретили вообще приносить смартфон в школу — дети могут носить телефоны для связи с родителями. Также не запрещается использовать смартфон во время перемен, в раздевалках, в столовой. Запрет действует только на использование девайсов во время уроков.
Поправка предусматривает исключения. Школьник может воспользоваться смартфоном на уроке в экстренных ситуациях, связанных с угрозой жизни или здоровью. В образовательных целях пользоваться гаджетами нельзя.
Запрещены не все гаджеты. Согласно закону, на уроках запрещены «средства подвижной радиотелефонной связи»: смартфоны, телефоны, планшеты, смарт-часы. То есть устройства, в которые вставляется SIM-карта, и которые могут обеспечивать школьника связью и доступом в интернет. Но этот запрет не касается школьных компьютеров, ноутбуков, телевизоров, интерактивных досок, девайсов для людей с ограничениями (слуховые аппараты, коляски и т. п.).
В школах могут собирать телефоны. Учебные заведения могу обсуждать с родителями, будет ли осуществляться сбор смартфонов у учеников, и как он будет проходить. Например, родители могут договориться, что учителя будут собирать смартфоны в отдельную коробку или оставлять девайсы на педагогическом столе.
Уже из последнего пункта становится понятно, что депутаты не утруждали себя подробностями исполнения принятого ими закона. Хотя некоторые народные избранники интересовались, кто и как должен будет контролировать соблюдение запрета. «Какие санкции последуют за нарушение?» — задавался, к примеру, вопросом депутат от КПРФ Алексей Куринный. А его коллега-единоросс Бийсултан Хамзаев спрашивал, придумают ли «специальные коробочки», куда ученики должны будут складывать мобильники перед началом урока. Ещё одна представительница «Единой России» Татьяна Буцка пыталась напомнить коллегам, что телефон бывает нужен детям для интерактивных заданий...
Но тщетно. Депутаты предпочли проигнорировать такие мелочи. И это понятно — закон носит не «технический», а идеологический характер, суть которого — избавить процесс внедрения в учебный процесс «традиционных ценностей» от таких вредоносных барьеров, как личные гаджеты школьников, дающие им доступ к ценностным альтернативам. О чём довольно откровенно заявил заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
«Нужно поколение вдумчивых людей, настоящих патриотов своей страны, а гаджеты вряд ли воспитают усидчивость, сосредоточенность, нацеленность на результат. По моему глубокому убеждению, они только расхолаживают, ведь зачем пытаться найти ответы на вопросы, если можно подсмотреть их в интернете».
Другое дело уроки труда, которые те же депутаты возвращают в школы, — они, по крайней мере, помогают учить детей традиционным гендерным ролям: если верить спикеру Госдумы Вячеславу Володину, девочки должны уметь варить борщ, мальчики — забивать гвозди...
В итоге исполнение закона на практике отдано на откуп школам. И для них законодательная новация не стала «революцией». Во многих учебных заведениях вопрос о том, что делать с девайсами школьников уже нашёл своё решение.
И для этого, как говорят учителя, совсем не обязательно изымать у учеников телефоны. Они могут находиться в сумках и портфелях, но ими нельзя пользоваться на уроках, на лестницах и в столовой во время еды, как, например, в нижегородской АНОО «Школа 800».
В школах Ростова-на Дону учащиеся перед началом урока по просьбе учителя складывают свои телефоны в «специальные ящички».
В школах Подмосковья всё намного жёстче — ученикам нельзя использовать телефоны не только на уроках, но и вообще все время пребывания в учебном заведении. Каждый ученик при входе в школу сдаёт гаджет в индивидуальный ящичек и закрывает его на ключ. Забрать технику можно только после уроков, когда школьник уходит домой. Если нужно срочно позвонить родителям, школьникам предлагают пользоваться городским телефоном.
Впрочем, многие учителя считают, что большинство российских школ технически не готовы к хранению сотен телефонов. И тем более — к материальной ответственности за сохранность этих часто весьма дорогостоящих гаджетов.
А ещё преподаватели обращают внимание на то, что очень часто личные телефоны и планшеты школьники использовали как раз в образовательном процессе. И потому, что смотрят в них домашнее задание, пользуясь электронными дневниками. И из-за того, что в учебных заведениях существует дефицит и современных словарей, и тем более школьных ноутбуков, которых не хватает для каждого ученика.
Таким образом у учителей с принятием поправок прибавилось головной боли, зато депутаты Госдумы пребывают в хорошем настроении и весьма довольны собой.
«Если по итогам таких оценочных мероприятий телефоны всё же окажутся нужны в образовательном процессе.., то закон можно будет и скорректировать», — говорит зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей ОП РФ, отец восьмерых детей Павел Пожигайло.
И эти слова, отражающие «необыкновенную лёгкость в мыслях» народных избранников, пожалуй, являются лучшей иллюстрацией ответственности депутатов за принимаемые ими законы.
Марина Мельникова
СамолётЪ