А что у нас с рецептами? Надо ли бояться новых правил продажи рецептурных препаратов
По слухам, с 1 сентября почти все препараты, за исключением зеленки и леденцов от горла, будут продаваться строго по рецепту в связи с внедрением электронного учета лекарств по аналогии с алкогольным ЕГАИС. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, смогут купить не более 3 упаковок, даже обладая рецептом. Закупить нужное лекарство впрок станет технически невозможно. А без рецепта станет невозможно купить ничего серьёзного, «как в Европе». Для наших людей, привыкших к самолечению, это на самом деле страшно...
И уже привело к рукотворному ажиотажу в аптеках: с прилавков исчезают препараты, поскольку пациенты боятся, что окажутся без лекарств во время приступа повышенного давления или мигрени, когда искать врача крайне сложно, и даже в менее срочных случаях приема специалистов нужно ждать неделями даже при «либеральном» сегодняшнем доступе к аптеке.
В ситуации попытались разобраться коллеги с телеграм-канала «Вирусная нагрузка». И вот, что у них получилось:
Постановление Правительства № 468, которое устанавливает, что фармацевтам нужно будет при продаже вводить данные рецепта в систему мониторинга движения лекарственных препаратов, было принято 24 марта 2023 года. Норма направлена на борьбу с практикой некоторых аптек отпускать препараты строгого учёта без проверки рецепта, которая до недавнего времени оставалась незамеченной, пока кому-то не пришло в голову сделать из нее сенсацию.
По соцсетям начало распространяться «объявление» о том, что «с 1 сентября 2023 г. все рецептурные препараты (антибиотики, гипотензивные, инъекционные, некоторые обезболивающие, от диабета, от холестерина — статины и т.д.) будут отпускаться только по рецепту». На самом деле, постановление не содержало указаний на то, каких препаратов коснутся изменения.
В ответ на общественное беспокойство Росздравнадзор заявил, что они будут действовать только в отношении препаратов, рецепты на которые имеют дату, серию и номер.
Это касается 3 категорий:
препараты, подлежащие предметно-количественному учету (психотропы, наркотики, яды);
препараты, отпускаемые по льготному или бесплатному рецепту;
рецептурные препараты, реализуемые дистанционно.
Единственное, что нужно иметь в виду: список препаратов ПКУ может быть расширен в любой момент. Например, сейчас Минздрав рассматривает внесение в него препаратов для медикаментозного прерывания беременности.
Что входит в список исключений?
Всё остальное. Например, даже большинство вроде бы строго рецептурных антидепрессантов отпускается по рецепту формы 107-1/у, на которых не проставляются серия и номер. Купить антибиотики можно будет «как обычно», в смысле «как договоришься»: их отпуск регулируется ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств», который запрещает продавать их без рецепта, но рецепт на них тоже «не номерной». То же самое касается препаратов против гипертензии, гормонов, антидиабетических, антиастматических и других лекарств, по поводу доступности которых переживают многие пациенты.
Относительно фенобарбитал-содержащих «народных» препаратов, таких как валокордин и корвалол, пока ничего неизвестно, хотя их действующее вещество как раз внесено в перечень ПКУ.
Учитывая их популярность в обществе, ФСКН, скорее всего, снова сошлется на «малое содержание психотропных компонентов» в них, и на их безрецептурный статус закроют глаза.
Этот же принцип разного отношения к различным концентрациям одного препарата из списка ПКУ касается и некоторых других веществ. Например, для покупки всем известной марганцовки (оборот которой был ограничен из-за того, что она служит прекурсором для производства некоторых наркотиков) в концентрации от 45% нужно принести в аптеку «строгий» рецепт с серией и номером. А в концентрации 44,95% её можно купить в любом магазине, где есть отдел товаров для огорода, в котором её применяют для обеззараживания почвы.
Другое дело, что, повторимся, норма создает неплохой задел на будущее. И заставить вносить в систему учета лекарств все подряд можно будет уже совсем просто. Ведомственным приказом, а не постановлением правительства.
Так что пока выдыхаем, но бдительности не теряем.
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ