«Юра, как так-то?» 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым, кто покорил просторы космоса
В том числе и потому что, не выдержав конкуренции с «геополитическими» противниками, рухнула её экономика, без которой решение таких глобальных задач, как освоение космоса, невозможно.
Тем не менее советский космический задел был так мощен, что позволил современной России до последнего времени оставаться в тройке государств — лидеров в освоении космоса. Несмотря на то, что доля РФ в космических пусках в мире снизилась до исторического минимума в 12%, РФ всё ещё на третьем месте по числу запусков — в 2022 году страна запустила 22 ракеты из 186 успешных пусков во всём мире, из которых 87 приходится на США и 64 — на Китай.
30 лет назад всё было наоборот: Союз запустил 79 ракет (65%), США — 27, всего же в мире было 121 запусков. Китай на этом фоне был практически неразличим.
В СССР космос был делом престижа и демонстрацией могущества социалистической системы, именно поэтому денег на него не жалели, пока эти деньги были. Деградация космической отрасли в капиталистической РФ стала следствием не столько дефицита денег (у «кого надо» деньги как раз были), сколько, вероятно, отсутствия внятного понимания, зачем стране «вот это всё» и, соответственно, чётко сформулированных государством задач в космической сфере.
Справедливости ради надо отметить, что в это же время кризис переживали космические отрасли в других странах — тех же США. Но там «перезапуск» произошёл за счёт отказа государства от «монополии на космос» и фактической «приватизации» сферы освоения космоса и космических технологий. Феномены таких предпринимателей-инноваторов, как Безос или Маск, позволили Америке совершить настоящий прорыв в космической сфере — от выпуска современных экономичных ракетоносителей и развёртывания огромных спутниковых группировок (та же глобальная система спутниковой связи Starlink) с постановкой перспективной задачи экономического освоения Луны...
Китайское «космическое чудо» всё-таки остаётся государственным, но опирается на мощь второй экономики мира.
А Россия до февраля 2022 года фактически продолжала эксплуатировать советское наследие, снижая надёжность запусков, зарабатывая на космических туристах и продаже ракетных двигателей американцам и утешаясь пиар-проектами вроде съёмок научно-фантастических фильмов. И происходящее с отраслью сложно описать лучше, чем это было сделано в популярном меме «Юра, мы всё про...ли».
В феврале прошлого года стало понятно, что Россия фактически лишилась партнёров в космической отрасли, а самостоятельно ей развитие своей масштабной программы вряд ли получится потянуть — идёт ли речь о производстве своих микросхем категории «Space», из-за чего возникают трудности с производством спутников, или об общей технологической слабости российской экономики, которой становятся тяжелы амбициозные проекты, подобные «Сфере» — аналогу американского «Starlink». Не говоря уже о «добыче железной руды с астероидов», о которой говорится в сочинении «Металлургия будущего», написанном по заказу «Северстали» нейросетью ChatGPT.
«Перспективные космические системы и сервисы» остаются в числе девяти приоритетных «сквозных технологий» государства. Но теперь государство, кажется, готово отдать значительную часть этих «систем и сервисов» на бизнес-аутсорсинг. Во всяком случае, в январе этого года первый вице-премьер правительства страны Андрей Белоусов заявил, что государство предоставит возможности и помощь частным технологическим компаниям совершить прорыв в развитии космических технологий по примеру США, Европы и Китая. Заявление было сделано в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по дорожным картам высокотехнологичных направлений.
А глава «Роскосмоса» Юрий Борисов ещё в декабре 2022 года анонсировал планы «Роскосмоса» по привлечению инвестиций в проекты, в том числе на рынке облигаций.
Стартовый выпуск облигаций планируется в 2023 году в размере 10 млрд руб.
Эти средства должны стать станут основой для строительства двух серийных заводов, выпускающих спутники ...
Сергей Михайлов
СамолётЪ