На деревню бабушке. Есть ли России, что сказать сегодня «городу» и «миру»?
Совет блогеров при Совете Федерации обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой пересмотреть решение о блокировке соцсетей Instagram и Facebook (принадлежат Meta, которая запрещена в РФ, признана экстремистской организацией). Аналогичное обращение блогеры направили зампреду Совбеза РФ Дмитрию Медведеву.
Главный аргумент авторов письма заключается не в том, что блокировка «метовских» сетей лишила их коллег доходов (особенно трогательно упоминание Instagram, как единственного источника дохода для «самозанятых женщин в декрете»). Блогеры «берут гораздо выше», отмечая, что «Россия утратила эффективный канал для формирования позитивного имиджа страны, а российские пользователи — возможность создавать контент, направленный на отстаивание интересов страны».
Скорее всего эта и подобные ей жалобы будут тщетны по одной простой причине: российские власти, думается, прекрасно отдают себе отчёт, что в существующей политической парадигме создать конкурентоспособный контент для международных сетей Россия не может. Ей просто нечего сказать «городу» и «миру». Мировую аудиторию (да, вероятно, и молодую аудиторию внутри страны) интересует контент, адекватно описывающий консенсусное общественное мнение по поводу настоящего и видов на будущее. Но единственное, о чём сегодня можно говорить в России — это прошлое. И так во всём: от телевидения до кино и от официальных заявлений до школьных сочинений.
Вологодская школьница попала в сотню победителей Всероссийского конкурса сочинений. «Тематические направления конкурса включали юбилейные даты, связанные с днями рождения писателей и государственных деятелей, датами написания и выхода в свет литературных произведений, а также со значимыми историческими событиями», — с гордостью за юную землячку рассказала заместитель начальника областного образовательного департамента.
Школьница выбрала тему «Творчество является выражением смысла жизни» (Н.К. Рерих): 265 лет со дня основания Российской академии художеств«. И добросовестно описала в сочинении свои воспоминания о приезде к бабушке в деревню, об историях, которые та ей рассказывала о своем детстве в тяжёлые годы Великой Отечественной войны.
«Как много заключалось в этих детских рисунках. Какое значение для бабушки, для нас, для всей истории имеют нарисованные ею картинки. Сколько пережитых радостей и страданий уместилось в этой ветхой стопке бумаги. Для меня было очень ценно — увидеть войну глазами ребенка, понять, в чем заключался смысл жизни людей в это суровое время. В бабушкиных рисунках отразились не только ее собственная судьба, но и судьбы других людей, их быт, — цитирует областная пресс-служба фрагмент школьного сочинения. — Сейчас, бабушки уже нет, но эти рисунки, как летопись военных лет, я храню у себя. Они для меня — настоящие произведения искусства, потому что помогают мне перенестись в прошлое и заглянуть во внутренний мир этих людей, узнать суть их жизни. И беспокойный взгляд Вани, и добрые глаза прабабушки, которыми они смотрят с желтых листков бумаги, напоминают мне о том, как важно радоваться всему, что есть у нас сейчас и ценить мирное время».
Юная девушка (безусловно талантливая), которую по-хорошему должны волновать свойственные возрасту проблемы отношения полов, самоидентификции, самореализации, чтобы победить в конкурсе, играет по его правилам: рассказывает внутреннюю жизнь на фоне прошлой войны. Когда за окном вовсю полыхает современная СВО...
Героями российского кино могли бы быть герои российской реальности, но они не становились героями кино, говорит в интервью Forbes критик Антон Долин (признан СМИ-иноагентом): «Грандиозное явление протеста, начиная с 2011-го года, где фильм об этом? Где фильмы о коррупции? Где художественные фильмы о Навальном или о ком-то на него похожем? Где фильм о процессе Pussy Riot? Вот мы смотрим какой-нибудь список номинантов на премию „Оскар“, и там будет семь фильмов из десяти по реальным событиям. Российское кино — это все про великое прошлое Российской империи или древней Руси, про каких-нибудь викингов, спортивные победы времен СССР и про Великую Отечественную войну. Все прошлое, а где настоящее?»
А, по большому счёту, нигде, за исключением официальных новостей по телевизору.
О будущем же и вовсе ни слова. Несмотря на недавнее заявление замруководителя президентской администрации Сергея Кириенко о том, что общей задачей государства и россиян сейчас является создание и развитие конкурентоспособных образов будущего. Кириенко даже особо подчеркнул: именно «линия фронта, которая определяет конкурентноспособность образов будущего», является самой главной.
Не заметно попыток хоть как-то обозначить что там, за «горизонтом». Судя по заявлениям, всех больше заботит, как «день простоять, да ночь продержаться». А там — видно будет...
Конечно, как говорит писатель Пелевин, «все дороги по-прежнему ведут в Рим, только из-за воровства регулировщиков про это мало кто знает». Возможно, геополитические противники России тоже не оригинальны, они, может быть, тоже заимствуют сюжеты из старых книг. Однако, как отмечают наши проницательные наблюдатели, этот «глобалисткий драмкружок» гораздо более умело перелицовывает старые сюжеты на новый лад, превращая их в «по-настоящему мощное оружие массового уничтожения, сконструированное с помощью гуманитарных наук».
При таком раскладе, возможно, лучшее, что может с нами произойти после окончания нынешней «порухи», — ретротопия возвращения к романтике олигархической республики. Временам, когда наиболее активно шёл передел госсобственности («залоговые аукционы»), когда СМИ были частью власти — время максимального федерализма и время максимальных возможностей для 1–3% самых активных.
И да, время максимальной конвергенции с Западом. Но сейчас обсуждать это в соцсетях, пожалуй, никто не позволит...
Сергей Михайлов
СамолётЪ