Человек для города будущего

 

 

 

 

 

 Накануне в далеком Таиланде от сердечного приступа скончался Вячеслав Глазычев – архитектор, художник, публицист. Но, прежде всего, человек, который войдет в историю, как крупнейший российский специалист по «теории города»…

 Полагаю, в эти дни Вячеслава Глазычева вспоминают не только его коллеги-урбанисты во всем мире, не только студенты его родного МАрхИ, а так же столичные архитекторы, искусствоведы, журналисты и художники… Добрым словом этого человека обязательно помянут и в малых российских городах.
 

 

В последние годы он, посвятивший себя изучению вопросов гармоничной трансформации современной городской среды, много путешествовал по провинциальной России. Бывал и в Вологде, и в Череповце, где интересно выступал на конференции представителей городов Северо-Запада. Одного из тех форумов, которые он со свойственной ему образностью называл «думающими машинами» для городов будущего».
 

Он, несостоявшийся архитектор, много думал об этих будущих российских городах и, как кажется, успел немало сделать для того, чтобы это будущее приблизить. Вообще, слово «успел», очень характерно для Вячеслава Леонидовича, - он очень напряженно и, если так можно выразиться, торопливо жил в последние свои годы, словно пытаясь наверстать упущенное в молодости…
 

Кажется, еще совсем недавно, прошлой осенью. Глазычев выступал на очередном конгрессе в Санкт-Петербурге, посвященном трансформации наших городов.
 

«Почти все мегаполисы выросли вокруг исторического ядра. Сегодня это ядро, с одной стороны, обеспечивает ценность и привлекательность большого города для миллионов людей. С другой стороны, именно эта привлекательность становится удавкой на шее города, сдерживает его развитие. Существует ряд серьезных ограничений, благодаря которым строительство в центре мегаполисов фактически заблокировано. А это вызывает рост цен, в результате чего из ядра города выдавливаются люди, которые исторически давали ему жизнь».
 

В этой фразе – почти весь Глазычев, значительная доля персонального очарования которого, как утверждают люди, знающие его гораздо лучше меня, проистекала из способности говорить и писать, смакуя незатертые слова, играя непривычными смыслами, и при этом всегда ярко и «вещественно».
 

Глазычев был одним из самых интересных людей Москвы нашего времени. Каждый разговор с ним, каждая его статья или выступление давали ясно понять тот уровень мышления и общения, к которому надо стремиться.
 

«В его облике было нечто неуловимо аристократическое, - вспоминает Максим Артемьев, заведующий отделом политики интернет-журнала «Новая политика», - курение трубки с вкусным ароматным табаком, шейные платки, нестандартные пиджаки, перстень с античной монетой. Такой же «вкусной» была и его речь - что устная, что письменная.
 

Архитектор по образованию, Вячеслав Глазычев архитектором так и не стал, а занимался проблемами развития городской среды и дизайна. Переходил из НИИ в НИИ. Параллельно участие в андеграундных кружках Москвы 60-70-х. Много переводил, печатался в журналах, рисовал, оформлял книжки.
 

В перестройку оказался в центре внимания. Избирался председателем оргкомитета «Мемориала», секретарем Союза архитекторов и ответственным секретарем российского отделения Фонда Сороса. Но, когда стало понятно, что «поле битвы» остается за демагогами, Глазычев разошелся с прорабами перестройки.
 

В 1999 году Глазычев «ходил» в политику – работал в команде Сергея Кириенко, спорившего на выборах мэра Москвы с «самим» Юрием Лужковым.
 

Наиболее продуктивными у Вячеслава Глазычева получились последние 12 лет жизни. Он объехал весь Приволжский округ, написав замечательную книгу о его малых городах и поселках «Глубинная Россия: 2000-2002». К забытым людям, наконец, проявили интерес, обнаружив потрясающие факты их бытия на грани выживания.
 

Он занимался теми вопросами, которые привычно ускользали от внимания не только обывателя, но и большинства «экспертов», - организация и самоорганизация жизненного пространства, качество управления территорией, обучение навыкам данного умения. Под его внимательным взглядом слетало немало идеологической шелухи, рассыпалось стереотипов, стиралось белых пятен.
 

Его бесспорная заслуга - привитие публике интереса к жизни городской среды, к изучению сложной системы взаимосвязей в регионе. Того, чего он нам и сейчас очень не хватает. Вячеслав Глазычев мог сказать еще так много важного и нужного по этому поводу. Но уже не скажет. Жаль!
 

Дальше все придется додумывать самим.

Илья Неведомский
«РМ»
07.06.12.

Фото: liberty.ru

 

Поделиться
Отправить