Русский день

 

 

 

 

 Вологодские коммунисты в Законодательном Собрании области напомнили землякам о Дне русского языка и вековом юбилее газеты «Правда»

 

 Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
А.Ахматова  


 6 июня в день рождения Александра Пушкина депутаты фракции КПРФ пригласили к себе в областное Законодательное Собрание журналистов, писателей, работников библиотек, представителей общественности Вологды, чтобы напомнить: сегодня в стране большой государственный праздник – год назад нынешний премьер, а тогда – президент – Дмитрий Медведев своим указом объявил этот день Днем русского языка.
 

Впрочем, и в прошлом году он прошел как-то тихо. А в этом и вовсе незаметно. Открывший встречу, лидер депутатской группы коммунистов Николай Жаравин поделился своими утренними впечатлениями – практически все радиостанции (и центральные и региональные) начали день с пересказа вчерашних новостей (о том, например, как «Единая Россия» в одиночку принимала «драконовский» закон о митингах), анонса очередного путешествия по миру нового президента, о повседневной суете, волнующей нынче губернатора, мэра и т.п.
 

И ни слова – о главном. О дне, посвященном тому, что составляет едва ли не главную суть, сердцевину, основу не только нашей культуры – всей русской цивилизации. Русский язык, подаренный нам далекими предками, ограненный гением Пушкина, талантом и трудами отечественных поэтов, писателей, государственных деятелей – подлинный носитель нашего национального генетического кода. Главная «мышца» той самой «мягкой силы», которая позволяла существовать великой имперской России во всей ее силе и славе.
 

Сегодняшнее отношение народа и нынешней власти к своему языку весьма характерно. Народ, замороченный и замордованный, безмолвствует. Не только оттого, что нет душевных сил возвысить голос, - он, благодаря деградации образования и связующей нас общественной ткани, постепенно, но неуклонно становится немым. «Великое русское слово», которое Анна Андреевна клялась сберечь «свободным и чистым» становится ему недоступно.
 

Не нужен русский язык во всем его богатстве и полноте и нашим «конкретно эффективным» правителям. Даже у самых приличных из них – это стертый бюрократический суржик, пересыпанный для красоты блатными метафорами. Такого языка, считают они, достаточно для общения со своим народом. Для общения же с западными «партнерами» русский язык бесполезен.
 

Один либеральный писатель в утренней газете хорошо и доходчиво объяснил глубинную причину такого отношения: патриотическая «мифология», мол, вредна, ибо при поражении чревата болезненным переходом от энтузиазма к глубокой депрессии. Куда лучше четко, без лишних эмоций, знать «свой шесток», свое место, пусть и не самое завидное, освободив пустеющие российские пространства для других – хватких, энергичных, несентиментальных. Одним словом, в обещанном нам «прекрасном новом мире» лучше не питать иллюзий, не строить планов, не мечтать. Так это все можно не делать на любом языке. И даже без языка вовсе.
 

При таком положении вещей не стоит удивляться, что народу о том, что у него все еще есть язык, напоминает единственная, пожалуй, в стране настоящая оппозиционная партия.
 

Как бы ни пытались нынешние хозяева жизни (а больше – их подпевалы) представить коммунистов дикими варварами на отечественном культурном поле, именно они все 70 лет, что были у власти – пытались (как могли, конечно) сохранить и приумножить национальное культурное богатство. Делать это было очень непросто, если вспомнить, что не раз после набегов «цивилизованных» соседей русская равнина становилась похожа на одно большое пепелище.
 

И все-таки делали. В качестве одного лишь, простого и доступного доказательства на встрече был приведен пример главной партийной газеты – знаменитой на весь мир «Правды», отметившей в этом мае свое столетие.
 

Да, «Правда» была «коллективным агитатором, пропагандистом, организатором» Великой Русской революции. Она и сейчас остается организатором КПРФ, как парламентской партии, координируя усилия депутатов-коммунистов – от Госдумы до малых поселковых Советов. Но еще с самого начала, с первых номеров, с первых статей и рассказов Максима Горького «Правда» стала новым для России, революционным культуртрегером.
 

Для того чтобы напомнить об этом прежде очевидном, а ныне позабытом факте, в Вологду приехал ветеран журналистского цеха, старый «правдист» Виктор Кожемяко. И Виктор Стефанович напомнил и о той атмосфере подлинного уважения к отечественному языку, отечественной культуре, которой буквально пропитаны советские годы. Не в последнюю очередь благодаря главной газете КПСС, которая не пропускала мимо практически ни одно сколь-нибудь значимого писателя, режиссера, художника, культурного события.
 

Все лучшие писатели СССР отметились в годы войны в «Правде» своими лучшими, самыми проникновенными, самыми «русскими» произведениями. Включая ту же Ахматову, провозгласившую в марте сурового 1942-го наступление необходимого всем «часа мужества».
 

Мы победили и благодаря этому тоже. Благодаря своей сохраненной культуре, своему языку. Благодаря удивительному, непостижимому русскому народу. За него, за «братьев и сестер» поднял свой первый тост Иосиф Сталин, без которого тоже не было бы нашей Победы.
 

Кстати, Виктор Кожемяко на этом примере хорошо показал отличие ответственного государственного деятеля от «гибкого» (по определению) политика:
 - В речах наших современных руководителей я не слышу ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Горького – того глубокого знания русского языка и русской культуры, которые отличали выступления и статьи Сталина.
 

Не дай, Бог, чтобы это влияние культуры и языка на страну было утрачено безвозвратно. Но, с горечью говорили и Кожемяко, и Роберт Балакшин, и Анатолий Ехалов, другие участники «круглого стола» - эта пагубная тенденция все заметнее.
 

Отец публициста Кожемяко – крестьянский сын – с великим трудом пробивался к знаниям, к культуре. Его «мужицкая доля» - точная метафора освобождения русского народа от мрака невежества.
 

Теперь его хотят вернуть обратно в темное, теплое стойло - первые же заявления нового министра культуры, ратующего за иностранных профессоров, за иностранный язык в аудиториях, за преимущественно платное образование – как раз об этом.
 

«Правду» закрывали дважды – в 1991-м и 1993-м. Но, как бы ни хотелось Борису Николаевичу, по признанию одного из высших чиновников, уничтожить «газету под названием «Правда», «Правда» выжила.
 

Жив еще и наш народ, не раз дававший примеры чудесного самосохранения, - все еще несоразмерно большой для своих правителей «клубного», «районного» масштаба.
 

И это главное, что все еще способно поддержать оптимизм в этот наш, «русский день».  

Юрий Антушевич
«РМ»
06.06.12

Фото: «РМ»

 

Поделиться
Отправить