Бюджетная «федерализация». Ожидает ли она бюджет Вологодской области?
Особенно это касается наиболее экономически развитых регионов — регионов с городами-миллионниками и с крупными промышленными комплексами, такими, как Вологодская область, где находятся крупные предприятия трёх экспортоориентированных отраслей: металлургии, производства минеральных удобрений и деревообработки. Именно здесь всплеск безработицы может быть, вопреки опыту предыдущих кризисов (того же 2008 года), более сильным, чем в «рядовых» регионах РФ.
Меры поддержки регионообразующих отраслей, которые губернатор Вологодской области Олег Кувшинников озвучил 11 марта, пока выглядит достаточно осторожно: речь идёт о возмещении части затрат на экспортную транспортировку по новым маршрутам (из областного бюджета обещано выделить втрое больше средств). В десять раз больше бюджетных средств планируется направить на возмещение части затрат за участие в международных выставках и ярмарках.
Олег Кувшинников не исключил возможных увольнений персонала — об этом свидетельствует его заявление о создании временных работ на предприятиях, пострадавших от санкций. Рабочие места с оплатой до двух МРОТ с районным коэффициентом на три месяца смогут получить вологжане, которые будут находиться под риском увольнения.
Более радикальных мер объявлено не было. Наверное, не случайно, поскольку, несмотря на финансовые успехи последних лет, бюджет региона всё-таки не безразмерный. Его средства потребуются и на поддержку МСП, и на социальные выплаты, и на реализацию нацпроектов вместе с решениями градостроительных советов...
И подобные проблемы не только у Вологды. Поэтому, возвращаясь к уже упомянутому указу, требующему от глав регионов при необходимости устанавливать свои антикризисные меры вплоть до прямых денежных выплат гражданам, пострадавшим от санкций и закрытия предприятий, плюс необходимость поддержки беженцев с Украины, можно предположить, что для его выполнения, вероятно, потребуются значимые изменения в бюджетной системе.
Между тем в указе содержится идея «оказания организациям, индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам мер поддержки, в том числе адресной, в виде предоставления денежных средств, другого имущества, иных льгот и преференций, включая установление особенностей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд отдельных юридических лиц, в том числе для реализации проектов развития».
Финансирование даже части предлагаемых указом мероприятий в заметных масштабах вряд ли осуществимо без дополнительных федеральных субсидий. Поэтому, как отмечает обозреватель «Коммерсанта» Дмитрий Бутрин, можно ожидать, если не изменений норм распределений доходов между уровнями бюджетной системы, то опробования модели «комплексного» финансирования изменяющихся де-факто совместных федерально-региональных полномочий — на сотни миллиардов рублей (в масштабах всех регионов) и под большим, чем ранее, контролем региональных властей«.
А поскольку практически все правила таких действий регулируются на федеральном уровне, то и указ звучит как призыв к «федерализации» правил работы региональных бюджетных систем.
Сергей Авдеев
СамолётЪ