«Душа на месте». Марина Ковалёва — лучший воспитатель из обычного детсада
Череповец растёт на юг. Самый молодой район промышленного города расширяется, как на дрожжах, а вот социальная инфраструктура не успевает — приходится догонять. За Шексной планируют новую больницу, школы и детские сады. Новые учреждения для детей открываются чуть ли не каждый год...
Но лучший воспитатель Вологодской области работает не в ультрасовременном саду, где и бассейн, и музыкальная комната с учётом трендов, и физкультурный зал с новым оборудованием, а в обыкновенном, советского покроя панельном садике, втиснутом в центр типичного спального квартала.
Сад встречает таким знакомым каждому с детства кухонным духом.
Воспитатели делают всё, чтобы в группах было уютно и интересно — это чувствуется. Внимательная заведующая ищет, где бы удобней выставить камеру. Марина Ковалева заметно волнуется: поправляет аккуратное платье, волосы, уложенные «с объёмом». Молодая женщина в лаковых лодочках, приветливая, располагающая к себе. Переживает, что будет путаться и запинаться. Просит снимать её «с рабочей стороны».
— А где бахилы? — сурово спрашивает нас незнакомка на пороге сенсорной комнаты, куда для беседы нас пригласила заведующая.
После вежливого приёма такой поворот возвращает на землю.
— Нет их.
Заведующая смущенно улыбается. Незнакомка прет напролом:
— Как же вы без бахил пришли! Тут же дети!
Потом выясняется, что «я тут пол сама мою». Бахилы выданы. Благостное настроение восстановлено. Углы сглажены.
Задернуты занавески, чтобы не мешало солнце. Мы начинаем разговор.
— Марина, поздравляю. Вы признаны лучшим воспитателем в Вологодской области. Какие ощущения?
— Я пока не поняла, что произошло. В моей жизни по сути ничего не изменилось. Я как работала, так и продолжаю работать. Как я радовалась своей профессии, так и продолжаю ей радоваться. А статус? Приятно.
— А конкурс?
— Конкурс проходил в три этапа — шесть испытаний. Первый — заочный. Мы представляли интернет портфолио и визитную карточку. Второй этап — очный: мероприятия с детьми и «педагогическая находка». Жюри выбрало десять лауреатов. Каждый показывал свой мастер-класс. Состоялся у нас педагогический диалог. Было сложно взаимодействовать дистанционно.
— Как вы оказались в детском саду?
— Не могу похвастаться, что с самого детства знала, кем стану. Еще в десятом классе не представляла, куда мне поступать. А в одиннадцатом классе я определила свои сильные стороны: умение говорить, умение писать. Решила, что стану журналистом. Поступить мне не удалось в силу финансовых причин. Выбрала факультет русского языка и литературы. Отучилась, но не смогла найти работу по специальности. Тогда с этим была проблема. И пришла работать в детский сад. Думала на полгодика, а осталась на двадцать лет. Мне здесь комфортно, хорошо, моя душа здесь.
— За двадцать лет что-то изменилось в методах работы с детьми?
— Родители спрашивают: «Вы всё время играете, а когда вы занимаетесь?». А мы и занимаемся, играя. Если раньше педагогическая наука воспитывала удобных детей, сейчас мы воспитываем людей ищущих, тех кто сам получает знания, не боится ошибаться. Они ошибаются, но исправляются. И потом они очень успешными становятся в жизни. Они не исполнители, они вершат свои судьбы сами. И двигают вперед науку.
— Какие, по вашему мнению, главные ошибки обычно совершают родители? Есть ли универсальный рецепт — вот нужно себя вести так, и в воспитании ребенка все будет получаться?
— Мы не будем конкретно говорить про ошибки. Это мнение каждого человека — как воспитывать. Самое сокровенное, что есть у каждого родителя — его ребёнок. Ни один родитель не хочет, чтобы с ребёнком было что-то плохо, поэтому всё что он делает — он делает из самых лучших побуждений. Каждый выбирает вектор развития для своего ребенка, приоритеты.
На что обратить внимание родителям уже дополнительно к тому, что они для себя выбрали? На развитие психических процессов. Если об успешности дальнейшей говорить. На умение вести коммуникацию со взрослыми сверстниками. Это значит — не только слышать точку зрения другого человека, но и отстаивать в какой-то мере свою. Опять же понимать эмоции других людей. Проявлять свои эмоции. Где-то их придерживать. Это те качества, которые понадобятся ребенку в жизни и для дальнейшего обучения. Я опытным путем к этому пришла — надо уделять больше внимания навыкам коммуникации.
— А как же гиперопека — проблема, о которой столько говорят?
— Нам хочется оградить ребенка, мы знаем всегда, как лучше, мы хотим ему всего самого хорошего. Где-то мы, родители, грешим, чрезмерно опекаем, и я в том числе.
— Совсем скоро, 1 апреля, начнётся прием заявлений в первые классы. И получается совсем немного времени остаётся, чтобы подготовить ребёнка к школе. Что можно успеть сделать за оставшееся время, и как правильно организовать этот процесс?
— Я думаю, не бывает так, чтобы ребёнок совсем не готовился. Что-то проходят в детском саду. У нас такая обширная система знаний даётся. Чему-то ребенок научился, взаимодействуя в различных детских коллективах. Многие родители выбирают путь подготовки в виде каких-то кружков. Кто-то готовит ребёнка дома. Думаю, родители делают всё правильно и хорошо. Знаю, школы сейчас рекомендуют, чтобы ребёнок умел читать и считать. Если есть возможность, да, наверное, можно научить. Но всё-таки этот ценный этап жизни должен быть не только подготовкой к чему-либо, нужно, чтобы ребенок прожил этот период во всей его полноте...
— Воспитатель — не самая денежная профессия. Что заставляет Вас отдавать столько сил своей работе, развиваться, стремиться к самосовершенствованию? Вы альтруист?
— Не альтруист. Моя зарплата меня вполне устраивает. Она накапливается с годами: увеличивается стаж, повышается категория — она у меня высшая. Но, думаю, никакие материальные стимулы не заставят гореть мои глаза. А глаза горят, когда я понимаю: то, что я хотела вложить в детей, — дало свои плоды. Мой первый выпуск — им всем по двадцать два года. Они все взрослые дяденьки-тетеньки. И они с благодарностью вспоминают то, что они делали в детском саду, они говорят, что им это пригодилось, и некоторые дети дружат до сих пор. Они успешные люди, они состоялись. Это важней, чем какие-то материальные стимулы. Но материальные стимулы — тоже есть.
Каждый воспитатель стремится к росту. Сейчас нужно еще успевать за детьми. Потребности детей выросли. Дети стали образованней. Нужно быть на шаг впереди, давать что-то новое, удивлять бесконечно.
— Вы будете представлять регион на Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель России». Ответственность не давит?
— Я вот ещё не осознала, что произошло, не осознаю, что я поеду на всероссийский конкурс. Но в том году я следила за финалом. Когда смотрела выступления коллег из других регионов, какие-то моменты для себя отметила. Тогда, наверное, уже начинала надеяться, что может быть... Я уже понимаю, чего ждать. Конкуренция высокая, но именно в этой конкуренции мы и растём. Всегда есть, к чему стремиться. Я позволила себе три дня отдохнуть, похвалить себя. Мысли не отпускают — размышляю над тем, чего бы ещё такого интересного придумать дальше...
Саша Антушевич
СамолётЪ