Любая дорога ведёт на завод. В Череповце закольцовывают транспортные потоки
В главном промышленном центре Вологодской области практически подряд случились два громких пиар-события регионального масштаба. В конце прошлой недели губернатор Олег Кувшинников «дал старт» сборке центрального пролетного строения нового Архангельского моста. В минувший понедельник всё тот же губернатор благословил начало ещё одного проекта — строительства Северной объездной дороги, которая вместе с Архангельским мостом и новым Южным шоссе станет частью нового, опоясывающего город Большого транспортного кольца.
Понятно, что оба мероприятия приурочены к грядущим через месяц выборам: не случайно в объёмистых пресс-релизах успели отметиться все кандидаты от «Единой России», прибавив к восторгам главы региона свои глубокомысленные «двадцать копеек», а горожане успели пошутить в соцсетях по поводу того, что без губернатора строители бы ничего делать не начали.
Между тем, если абстрагироваться от предвыборной повестки, нельзя не обратить внимание на то, что последними мероприятиями областная власть прежде всего (потому что городская явно отодвинута на второй план) посылает местному сообществу два месседжа. Один явный, не просто легко читаемый, но буквально разжёванный предварительно и разложенный на слоги. Это послание о единстве крупного бизнеса и власти в Вологодской области, благодаря которому только и возможны такие вот поражающие воображение масштабом и ценой (счёт которой идёт на миллионы и миллиарды) стройки. Естественно, затеянные по желанию населения и на его, населения, благо.
Однако за всем этим понятным пафосом при внимательном рассмотрении проглядывает не столько простое решение всех городских проблем (новые дороги и мост на самом деле решают только одну проблему — транспортной связности), сколько их усугубление.
Долгожданный второй городской мост губернатору удалось пробить в федеральном центре только при условии, что он станет частью федеральной трассы. И это на торжественном мероприятии в четверг подтвердил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов, заявив: объект находится «на пересечении важнейших транспортных артерий». Соответственно он будет решать логистические задачи бизнеса (в значительной степени не череповецкого). И на самом деле снизит нагрузку на Октябрьский мост и ряд центральных городских улиц. Мост уведёт часть транзитного транспортного потока из центра... и приведёт его в Заречье, а также в новый Зашекснинский район. Который Олег Кувшинников уже назвал «городом будущего».
Каким же будет это будущее Череповца, если проследить за новой топографией транспортных потоков города, сопровождаемой его новыми миграционными потоками.
С одной стороны, череповчане массово переезжают за Шексну, что поощряется властями всех уровней, охотно стимулирующими строительную отрасль города. В результате здесь, за рекой возникает гигантский спальный район, который скоро вполне можно будет сравнивать с пригородами Москвы и Питера.
С другой стороны, конечным пунктом нового транспортного кольца являются всё те же заводские проходные «Северстали» и ФосАгро.
В середине — Индустриальный район, который уже сейчас потихоньку превращается в новое городское гетто. Несколько на отшибе — Заречье, которое в своём новом продолжении становится самым комфортным и потенциально — элитным районом города.
Таковы контуры «города будущего», который фактически становится новым гипертрофированным моногородом. То, что происходит с Череповцом сейчас — не очень похоже на поиск для города новой идеи развития, о необходимости которой говорят минимум с тех времён, когда губернатор Кувшинников ещё был мэром. Скорее это попытка спрятаться от поиска таких идей за новыми индустриальными «стройками века».
Это тот опыт 60–70-х годов прошлого века, по которому ностальгируют не только в Вологодской области, но и в руководстве страны. Например, министр обороны Сергей Шойгу, озвучивший недавно идею строительства в Сибири нескольких городов-миллионников с переносом в один из них российской столицы.
Идея совершенно утопическая, поскольку идёт поперёк современных миграционных потоков, текущих как раз из Сибири и Дальнего Востока в Москву и Питер, в крайнем случае, на благодатный Юг России. Утопическая, но не безобидная — попытка её реализации обойдётся уже не в миллиарды, а триллионы бюджетных рублей, вкачанных в то, что грозит обернуться такими же долгостроями, на которых надорвался Советский Союз.
Что же касается Череповца, с его концепцией федеральной трассы внутри города, отделяющей завод от его спального района, то вряд ли это то, что может стать комфортной и привлекательную для горожан идеей. Особенно молодых. В конце концов, спальных районов полно и за МКАДом, зато, по ощущениям, там гораздо больше возможностей для самореализации.
Да, что там Москва, даже соседняя Вологда с её идеей стать «экологической столицей» России, как бы к ней не относиться, выглядит куда амбициознее, череповецкой транспортной «ленты Мёбиуса».
Сергей Михайлов
СамолётЪ