Спецоперация «Нахлобучивание». С 1 августа для «Северстали» начнёт действовать новая вывозная пошлина
Как уже не раз рассказывал СамолётЪ, успехи металлургов конца прошлого, начала нынешнего года, выразившиеся, в том числе, в рост цен на металлопродукцию, вызвал резкую реакцию российского правительства. В июне с подачи вице-премьера Андрея Белоусова было принято решение о введении с 1 августа специальных экспортных пошлин на ключевые товары чёрной и цветной металлургии в размере 15%. Пошлины будут действовать до 31 декабря 2021 года. Предполагается, что они должны принести в бюджет страны дополнительно 160–165 млрд рублей (из них около 50 млрд придется на цветную металлургию, 110–115 млрд — на чёрную).
До вступление нового механизма в действие из правительства просачивалась информация о том, что Минэкономразвития РФ прорабатывает обращения металлургов по корректировке экспортных пошлин на отдельные виды продукции.
Но эксперты полагают, что металлурги зря беспокоятся о корректировках, поскольку механизм исполнения правительственного решения настолько «дырявый», что помешать его обойти тому же Алексею Мордашову может лишь нежелание ломать схемы логистики и дополнительно злить г-на Белоусова. К тому же маржа «Северстали» и так достаточно высока даже с пошлиной.
Потому что самый простой способ избежать экспортных пошлин — это реэкспорт продукции через страны ЕЭАС. Россия пока только обратилась к другим странам союза с предложением об унификации экспортных пошлин. В Евразийской экономической комиссии говорят, что, в зависимости от страны, рассматривается либо введение аналогичной ставки вывозной пошлины, либо экспортной квоты или запрета на экспорт. Но практика показывает, что такие вопросы быстро не решаются из-за ожесточённой борьбы лоббистов. К 1 августа оптимальное решение точно не будет найдено.
А возможности реэкспорта делает пошлины в принципе бессмысленными или, во всяком случае, существенно снижает их эффективность. Суть в том, что компании из других стран ЕАЭС смогут приобретать металл в России и экспортировать его без пошлины. Если это будет делаться без договорённостей с российскими игроками, то поставит последних в неравные условия с конкурентами из ЕАЭС.
Другая проблема введения новых пошлин заключается в том, что они ломают прежние договорённости металлургов с правительством и фактически обнуляют полученный положительный эффект. Самый яркий пример — российский рынок металлического лома — главного сырья для электрометаллургических агрегатов, выпускающих в основном арматуру.
Отечественные металлурги в условиях дефицита лома чёрных металлов, несколько лет добивались введения ограничений на его вывоз из страны. И добились введения экспортной пошлины на него в €70 за тонну. Но теперь, с 1 августа экспортная пошлина (в полтора раза большая, чем на лом (!)) будет введена и на арматуру.
Предсказуемый результат: вывозить из страны станет выгоднее не арматуру, а лом. То есть получается, что правительство обнуляет собственные успехи в насыщении внутреннего рынка ломом.
Складывается впечатление, недоумевают эксперты, что «левая рука» правительства не ведает, что творит «правая». Впрочем, удивляться не приходится, если вспомнить, что в последнее время многие решения на уровне государства (и не только экономические) принимаются в режиме даже не ручного управления, а спецоперации. Когда все имеющиеся силы и средства бросаются на достижение цели, кажущейся приоритетной. А уже потом разбираются с последствиями, которые в иных случаях способны обнулить полученный результат...
Сергей Авдеев
СамолётЪ