Территория «ковид-свободы»? Несмотря на третью волну COVID-19 тема эпидемии в России полностью вытеснена из общественного пространства
Статистика достаточно красноречиво говорит о довольно тяжёлом положении с пандемией коронавируса, в котором находится Россия. Судя по цифрам ежедневного прироста заболевших, колеблющихся между 8,5 и 9,5 тыс. человек, страна уже вошла в третью волну эпидемии. Конечно, заражение происходит неравномерно по всей территории. Где-то, как, например, в Петербурге, прирост заболевших незначительно сократился после двухдневного роста, а в некоторых регионах тенденция к снижению числа заражений развернулась в обратную сторону. Так в Москве зарегистрирован резкий скачок заболеваемости — 3573 новых случая заражения, в воскресенье их было 2789. За весь период пандемии в столице зафиксировано 1,1 млн случаев заражения.
Общероссийскую статистику пополнили 9328 пациентов с COVID-19. Всего, по официальным данным, в стране заразилось почти 5 млн человек.
За последние три месяца избыточная смертность по стране выросла с 18 до 27%. В частности, Вологодская область, которая ещё в начале года занимала одно из последних мест среди российских регионов по этому показателю, к весне, как отмечает фонд «Петербургская политика», поднялась в середину списка субъектов РФ. За последние пять дней здесь уровень заражения не опускался ниже 40 человек в сутки, умерло 10 человек.
С вакцинацией всё тоже весьма нерадужно. Страна, гордящаяся тем, что является родиной сразу трёх антиковидных вакцин, занимает лишь 10 место по общему числу прививок 24 млн (по состоянию на 16.05) и аж 54-е по доле привитого населения — 6,57% по состоянию на всё то же 16 мая, — пропустив вперёд далеко не самые развитые страны, такие, как, к примеру, Албания, Камбоджа или Коста-Рика.
Губернатор Вологодской области на оперативном совещании своего правительства в понедельник заявил «о преодолении первого крупного рубежа вакцинирования населения» — привито больше 100 тысяч вакцинированных жителей, меньше 10% населения региона или почти 19% от плана вакцинации, согласно которому, чтобы получить устойчивый иммунитет от коронавирусной инфекции, к концу августа необходимо привить 60% вологжан.
В соответствии с математической моделью, на которую ориентируется руководство региона, ежедневно нужно прививать три тысячи вологжан. Пока набрать такие темпы не получается. Дело не только в крайне скудном поступлении вакцины. По словам губернатора Олега Кувшинникова всего в регион поступило 127446 доз вакцины, в ближайшее время ожидается еще 35600 доз. Иными словами, значительная часть из упомянутой сотни тысяч вакцинированных привиты однократно, то есть не полностью. Эффективной вакцинации мешает ещё и отсутствие соответствующей активности у населения.
И это не региональный, а общефедеральный феномен: тема эпидемии полностью вытеснена из общественного пространства. Сюжет выдохся, зафиксировавшись лишь на уровне ритуала, когда в привычку вошло надевать маску при входе в магазин или транспорт. Яростные споры, которые разрывали общество на ковидофобов и ковид-диссидентов год назад, утихли и забыты, как страшный сон. Сама власть, запутавшись в противоречивых сигналах от населения и президента, предпочла сменить повестку.
«Темы ковида больше нет. Ни для граждан, ни для власти, ни для ее критиков. Она уже давно истерлась от частого употребления, — говорит президент фонда „Петербургская политика“ Михаил Виноградов. — Сейчас и вспоминать про нее как-то неприлично: как либералам — про надежды на медведевскую оттепель, а лоялистам — про войну в Сирии».
«Все условия созданы, необходимо лишь проявить активность, чтобы позаботиться о здоровье — своем и своих близких», — сказал сегодня, обращаясь к жителям своего региона вологодский губернатор Олег Кувшинников. И это типичное выражение общей позиции российской власти, которая словно бы говорит населению, что сделала для него всё, что могли: дала бесплатную вакцину, майские праздники, привитого президента, дальше решайте сами. А то, что вы, как дети малые, не хотите пользоваться возможностью, так это ваша проблема, пора быть самостоятельнее.
В результате общество разделилось на вакцинированное меньшинство и инертное большинство, которое пока отдалось на волю вируса и случая. Фактически вынуждая государство делать свой выбор: между действиями плохими и не популярными. В первом случае это может быть попытка в соответствии с настроениями «глубинного народа» стоически пройти через эпидемию, не оглядываясь на потери. Во втором — переход на стимулы средней жёсткости — сделать более некомфортным положение людей, отказывающихся от вакцинации. Например, поставить дальнейшее снятие коронавирусных ограничений в зависимость от темпов вакцинации.
Марина Мельникова
СамолётЪ