Законы октября. Вирус наступает — антикризисные меры заканчиваются
Как перечисляет РБК, речь идёт о завершении действия отсрочки арендных платежей для малого и среднего бизнеса, для предприятий из наиболее пострадавших отраслей — моратория на банкротства. Индивидуальные предприниматели, закрывшие бизнес после 1 марта, больше не будут получать максимальный размер пособия по безработице в 1 МРОТ. В начале сентября бизнес-омбудсмен Борис Титов просил продлить эти меры до конца года, а отдельно о продлении моратория на банкротства просили авиакомпании — но эти просьбы остались без ответа.
Лучше поздно, чем никогда?
«Бизнес и потребители предпочитают экономить в ожидании новых ограничений, которые уже на подходе. А поскольку никаких новых пакетов помощи населению и предприятиям не предвидится, прогнозы на конец года довольно пессимистичные», — заявил «Ведомостям» сопредседатель Партии роста, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган.
Теперь судьба большинства малых и средних российских компаний зависит от того, насколько сильной окажется вторая волна пандемии и насколько строгие карантинные меры решатся ввести власти. «Если вернутся меры социальной изоляции, работа из дома и дистанционное обучение, то параметры розничных продаж рухнут, а под их завалами окажется до 70% мелких магазинов и ритейла вообще», — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Выживут только те, кто успешно отладил формат онлайна или слишком большой, чтобы уйти с рынка. Параллельно упадет и промпроизводство, поскольку спрос на продукцию будет вялым, а копить товары на складах дорого и бессмысленно.
Особенно сильно может просесть сектор товаров для дома (все, что нужно, уже куплено, остальное — излишество), сезонной одежды и обуви, сезонных спортивных товаров. Львиная доля фитнес-клубов, караоке, детских досуговых центров, ресторанов, рассчитанных на поток клиентов, и торговых центров не выживет — после первой волны остались самые стойкие. «Сектор услуг уже сейчас претерпел серьезные перемены, но вторая волна ограничений его попросту добьет, здесь выжило примерно 65% организаций, а по итогам останется половина», — прогнозирует Бодрова.
На таком пессимистичном в целом фоне какие-то меры поддержки в меру собственных ограниченных возможностей пытаются изобрести местные власти.
Так, например, мэр Череповца Вадим Германов на встрече с предпринимателями пообещал снизить ставки по налогу на имущество за 2019 год. Льготу в 50% получат физические лица, применяющие специальные налоговые режимы и сумевшие попасть по состоянию на 1 марта 2020 года в правительственный список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.
Льготу в 25% могут получить предприниматели, снизившие арендные платежи на своих объектах. Как отметила заместитель мэра Александра Гуркина, главные условия для получения льготы: основной вид деятельности по ОКВЭД — управление имуществом, отсутствие задолженности по налогу по состоянию на 01 ноября 2020 года, уплата по текущему платежу по налогу в срок до 31 декабря.
О такой мере поддержки предприниматели просили ещё весной. Но лучше поздно, чем никогда. «Послабление налоговой нагрузки позволит предпринимателям направить средства на сохранение и развитие бизнеса», — отмечает председатель череповецкого отделения Опоры России Игорь Истомин.
Мёртвому туризму — государственная припарка
Законодательное собрание Вологодской области в среду приняло внесённую губернатором Олегом Кувшинниковым поправку в областной закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности. Здесь речь идёт о создании в регионе так называемых территорий развития Вологодской области. От своих аналогов федерального уровня, таких, как территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) или индустриальные парки, они будут отличаться существенно более мелкими масштабами и пониженными требованиями к инвесторам. Главным образом речь будет идти о поддержке в районах области «туристско-рекреационного направления», в развитии которого, по словам заместителя губернатора Эдуарда Зайнака, заинтересован регион. И не только — сегодня стало известно, что премьер Михаил Мишустин подписал постановление о продлении программы туристического кэшбэка. Теперь она будет действовать до10 января 2021 года, в неё будут включены туристические агрегаторы, продолжительность тура сократится с четырёх до двух ночей. Кроме того, отменяется минимальная стоимость путевки в 25 тысяч рублей. Кэшбэк составит 20% стоимости поездки, но не более 20 тысяч рублей (ранее было 15 тысяч).
Обязательным условием программы остается оплата тура картой «Мир». Средства будут возвращаться на неё автоматически в течение пяти дней с момента оплаты поездки.
Между тем эксперты отрасли полагают, что действие региональных туристических «особых зон» и туристического кэшбэка останется весьма ограниченным и слабо влияющим на туриндустрию, которой в сфере внутреннего туризма России до сих пор фактически нет.
Здесь нет сильных игроков, долгосрочных стратегий и серьёзной дискуссии. Государство и региональные власти по-прежнему воспринимают этот сектор, как поле деятельности для самозанятых, небольших инвесторов и госдотаций, застрявший где-то на уровне социальной политики, рядом с направлениями культуры или здоровья.
Разительными контрастами здесь можно считать, с одной стороны, впечатляющее развитие горнолыжной инфраструктуры, ставшее возможным благодаря частным инвестициям (например, владельца Магнитки Виктора Рашникова на Урале или семьи Гурьевых, которой принадлежит ФосАгро, на Кольском полуострове). А с другой, — не совсем провальный, но очень уж вяло и со скандалами развивающийся на средства областного бюджета проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», куда не пускают (пока?) крупных частных инвесторов.
Для того, чтобы объединить государственные и частные деньги и превратить-таки отрасль в индустрию предлагается перейти от нынешней лоскутной системы локальных объектов и брендов, разделённых границами регионов, к макрорегиональному проектированию больших туристическо-оздоровительных программ (условные «внутренние Турции» и «внутренние Финляндии»), предлагающих россиянам понятные и достойные наборы туристических услуг.
Как полагает директор по продвижению территорий и стратегическим коммуникациям агентства АГТ Владислав Шулаев, в такие масштабные проекты инвесторы пойдут с гораздо большей охотой, а туризм начнет наконец становиться бизнесом.
Сергей Авдеев
СамолётЪ