Тушёнки спасительный круг. Череповецкий мясокомбинат начал производство «антикризисного» продукта
В среду, 6 февраля, на ЧМК в присутствии мэра города торжественно запущены линия по производству консервированного тушёного мяса.
Комментируя событие на торжественном открытии нового производства, генеральный директор Владимир Ламтев признался, что реализация проекта, потребовавшего от комбината порядка 100 млн руб. собственных средств, далась нелегко.
Его можно понять, учитывая, как непросто в последнее время складываются обстоятельства для таких сравнительно небольших мясоперерабатывающих предприятий, как ЧМК. Им приходится конкурировать с крупными вертикально-интегрированными холдингами, такими, как, например, «Мираторг», имеющими полную производственную цепочку — «от коровы до колбасы». Собственная сырьевая база и объёмы позволяют таким игрокам держать рентабельность на приемлемом уровне даже при повышении цен на мясо. А небольшие игроки постоянно балансируют на грани рентабельности, часто переступая через неё.
Об этом летом прошлого года Ламтев говорил Самолёту, комментируя очередной «взлёт» оптовых цен практически на все виды мяса. Владимир Ламтев считал, что рост цен вызван отсутствием конкуренции и высокими издержками производителей. «У нас они тоже растут, — говорил директор ЧМК. — В колбасу закладываются не только „мясные“ цены, но и постоянно растущая стоимость электроэнергии, колбасной оболочки, специй, составляющих до 29% нашей себестоимости». Кроме того, по словам гендиректора ЧМК, во второй половине прошлого года цены «выравнивались» в ожидании повышения НДС.
«Производство колбас и полуфабрикатов для нас стало убыточным, — говорил собеседник Самолёта. — Мы работаем во многом для того, чтобы сохранить предприятие и коллектив. Но экономику не обманешь. Мы посчитали: для того, чтобы выйти на минимальную рентабельность, нужно поднять цены на 12%. Уже поставили в известность областной департамент продовольствия. Пока его реакция нулевая. Хотя, когда это нужно губернатору, мы всегда соглашаемся идти на встречу его просьбам и «замораживать цены на отдельные виды продовольствия. Впрочем, такие предприятия, как наше, конечно, мало влияет на общую ситуацию».
Но повышение цен имеет свою обратную сторону — оно осложняет и без того непростые отношения переработчиков с торговыми сетями. Кроме того, рост цен провоцирует ещё большее падение покупательского спроса на сосиски, колбасы и деликатесы, продажи которых только в начале 2018 года сократились на 3%, как свидетельствуют данные GfKRus.
В этих условиях запуск нового производства выглядит для ЧМК «антикризисной» мерой. Во всех смыслах этого слова. Во-первых, сам продукт — консервированное тушёное мясо — всегда позиционировался в качестве наиболее дешёвого и доступного заменителя свежего мяса, используемого силовыми структурами (армия, полиция и т.п.) и небогатыми слоями населения. И пик спроса на тушёнку (если не считать голодного послевоенного времени в СССР) приходился на пики экономических кризисов начала и конца 1990-х годов, 2008 года.
Впрочем, сейчас, в связи с продолжающимся уже пятый год падением реальных доходов населения, можно рассчитывать на новый всплеск потребления.
Помимо этих общих соображений, надо отметить ещё несколько факторов, влияющих на производство и потребление тушёнки. Это, например, характерная для спроса на этот продукт сезонность. Ниже приведён график, который наглядно показывает рост потребления консервов в летние месяцы, который выше почти на 20% по сравнению с зимним периодом.
Второй фактор — всё та же высокая конкуренция, которая также характерна для рынка тушёнки, как и для рынка колбасы. Мало того, что ЧМК запускает свой продукт на рынке Северо-Западного федерального округа, где производится больше всего мясных консервов (42% общероссийского производства), так ему ещё придётся конкурировать с крупными и серьёзными игроками, давно освоивших этот рынок. Например, с компанией «Главпродукт», которая производит в год 500 млн банок. Для сравнения — ЧМК при максимальной загрузке мощностей и работе без выходных способен произвести менее 11 млн банок.
В своём исследовании маркетинговое Агентство StepbyStep отмечает, что среди потребителей мясные консервы считаются малобюджетным продуктом. Также происходит вытеснение этой группы товаров готовыми блюдами. Потребители ждут от мясных консервов высокого качества продукции, а именно свежесть (т.е. дата изготовления) и натуральность мяса, без использования добавок. При увеличении маркетинговой активности производителей мясных консервов, данная продукция может составить конкуренцию замороженным полуфабрикатам.
Учитывая лояльность населения Череповца и отчасти Вологодской области, можно предполагать, что свою долю на местном рынке тушёнки ЧМК возьмёт. Но чем и как комбинат из Череповца будет «брать» федеральный рынок?
Владимир Ламптев справедливо указывает на то, что в последние годы доверие к тушёнке у россиян утрачено и появился устойчивый спрос на качественный продукт. Для потребителя это прежде всего означает пониженное содержание жира в мясных консервах. ЧМК готов гарантировать качество. Но эта готовность должна транслироваться по маркетинговым каналам. Ламтев говорит о желании сертифицировать тушёнку на получение региональной марки «Настоящий вологодский продукт», которая централизованно продвигается правительством Вологодской области.
Мэр Череповца и Агентство городского развития пообещали поддержать предприятие в его начинании по линии Фонда моногородов, который в январе подписал соглашение о сотрудничестве с одной из крупнейших торговых сетей России X5 RetailGroup (магазины «Пятёрочка»). X5 RetailGroup согласилась на продвижения продукции, изготовленной в моногородах. А Череповец пока не спешит расставаться с этим статусом.
Станет ли тушёнка «спасательным кругом» для ЧМК? Ответ пока неочевиден. Даже если компании удастся решить проблемы с маркетингом и сбытом, останутся серьёзные проблемы с сырьём, часть которого у основного, «колбасного» направления будет теперь, по-видимому, «отъедать» тушёнка.
Сергей Авдеев
СамолётЪ