«Чистое свинство». Рост стоимости сырья и энергоресурсов заставляет мясокомбинаты поднимать цены на колбасу и полуфабикаты
Как отмечает гендиректор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев, летом спрос на свинину, основное сырьё мясопереработки, составляющее до 50% общего объёма, традиционно повышенный — сезон шашлыков, цены всегда на пике, говорит.
Но дело не только в шашлыках. По словам гендиректора Череповецкого мясокомбината Владимира Ламтева, налицо явный ценовой прессинг производителей мяса. Только за полмесяца с 16 июля свинина подорожала на 20%, говорит Ламтев, с 15 мая по 3 августа индюшатина прибавила 40%, курятина — 25% а говядина с декабря 2017 г. — на 15%. Цена стабильно высока, без традиционного летнего снижения. Увеличились и сроки поставки. В 2018 г. рост оптовых цен более заметный, чем обычно, и неконтролируемый, подтверждает слова череповецкого директора исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков Екатерина Лучкина.
Владимир Ламтев считает, что рост цен вызван отсутствием конкуренции и высокими издержками производителей. «У нас они тоже растут, — говорит директор ЧМК. — В колбасу закладываются не только „мясные“ цены, но и постоянно растущая стоимость электроэнергии, колбасной оболочки, специй, составляющих до 29% нашей себестоимости. Кроме того, цены „выравниваются“ в ожидании повышения НДС».
Птица дорожает, потому что увеличивается ее себестоимость: дорожают зерно, шрот, витамины, говорит президент AgrifoodStrategies Альберт Давлеев, свинина тоже дорожает из-за кормов, но есть и другой фактор: с декабря 2017 года действует запрет на импорт мяса из Бразилии. На рынке нет альтернативы, импортной продукции, вот цены и выросли, согласен представитель группы «Продо».
Высокие цены на сырье снижают рентабельность мясопереработчиков, не имеющих сырьевой базы, говорит Владимр Ламтев.
«Производство колбас и полуфабрикатов для нас стало убыточным, — говорит собеседник Самолёта. — Мы работаем во многом для того, чтобы сохранить предприятие и коллектив. Но экономику не обманешь. Мы посчитали: для того, чтобы выйти на минимальную рентабельность нужно поднять цены на 12%. Уже поставили в известность областной департамент продовольствия. Пока его реакция нулевая. Хотя, когда это нужно губернатору, мы всегда соглашаемся идти на встречу его просьбам и «замораживать цены на отдельные виды продовольствия. Впрочем, такие предприятия, как наше, конечно, мало влияет на общую ситуацию».
Однако другие отечественные мясокомбинаты тоже говорят о необходимом повышении цен на 5-12%.
Производители уже обращаются в торговые сети с просьбой рассмотреть повышение закупочных цен и снижение скидок, говорят топ-менеджеры двух московских мясокомбинатов и подтверждает Владимир Ламтев, замечающий, что договорённости с сетями всегда даются «очень сложно». Пока представители крупного ритейлера ситуацию не комментируют.
Между тем рост цен может спровоцировать ещё большее падение покупательского спроса на сосиски, колбасы и деликатесы, продажи которых в июле 2017 — марте 2018 года уже сократились на 3%, как свидетельствуют данные GfKRus.
Дефицит свинины в стране может быть компенсирован ростом производства. По прогнозу НСС, в 2018 году производство свинины в промышленном секторе увеличится почти на 200 000 т и превысит 3,15 млн т. На ценах, впрочем, это не скажется — потребителям придется платить излишние деньги за ускоренное развитие нескольких агрохолдингов.
Сергей Авдеев
СамолётЪ