«Сокол уже уехал». Почему Вологодская область проигрывает сражение за своё население
На самом деле авторство метафоры про город Сокол принадлежит председателю комитета Законодательного Собрания Вологодской области по образованию, культуре и здравоохранению Людмиле Ячеистовой. Накануне она в своем выступлении на дискуссионной площадке «Демография и семья», состоявшейся в одной из школ Череповца, обратила внимание на серьёзную проблему народосбережения Вологодчины.
«Наша важнейшая задача — не допустить большого выбытия людей за пределы области, от этого будет зависеть и экономическое развитие в целом, и внедрение новых производств. Пока эту задачу решить не получается. В 2017 году из региона уехало 37 тысяч человек. Почти 40 тысяч — для Вологодской области это средней руки город, например, Сокол. В первом полугодии 2018 года регион покинуло почти 16 тысяч человек. При этом за первое полугодие прошлого года прибыло 16 тысяч человек, а этого — только 14,5 тысяч», — цитирует Ячеистову пресс-служба ЗСО.
Что же предлагается для «недопущения выбытия»? Судя по выступлению Ячеистовой и других представителей региональной власти, это разного рода региональные и федеральные программы вспомогательного характера, которые некоторым образом облегчают молодёжи получение образования (часто в обмен на обязательство отработать некоторое время в пределах области) или адаптацию в начале трудовой карьеры.
Кроме того, власть традиционно делает ставку на воспитание любви к малой родине и регионального патриотизма. Та же Ячеистова апеллирует к моделям безусловно героического, но безвозвратно ушедшего прошлого. Так, возмущаясь желанием молодых женщин откладывать рождение ребёнка ради карьеры и заработка, депутат приводит в пример модели поведения их прабабушек, много рожавших в военные годы: «Вспомните, как было в военные и послевоенные годы! Тогда, несмотря на все трудности, в семьях было по два-три и больше детей», — с воодушевлением говорила Ячеистова девушкам, которые физически не могли вспомнить ничего, кроме старых советских фильмов.
Автор этих строк тоже помнит вполне романтическое кино про молодых рабочих/инженеров/врачей и т.д., которые с решительными лицами ехали по распределению в самые глухие места Советского Союза и работали там до смерти потому, что так нужно было стране. Я даже встречал таких людей живьём, и они в своём, уже преклонном возрасте, не всегда были уверены в том, что когда-то сделали правильный выбор...
А на сегодняшних молодых все эти «программы народосбережения» и тем более уговоры с примерами из бабушкиного опыта,похоже, действуют плохо. Им нужно нечто другое, то, что заставляет их (во всяком случае — самых решительных и способных) срываться с места и ехать в большие столичные города, чтобы обустроившись там, затем отправляться за счастьем дальше — в Европу, Америку, Австралию. В последние годы ещё и в Китай...
И, кстати, это не только специфическая российская проблема — концентрация населения (особенно наиболее динамичного — молодого) в больших городах — общемировая тенденция. Поэтому, например, американская «глубинка» точно также пустеет сейчас, как и глубинка российская.
Люди едут в мегаполисы, потому что там, во-первых, есть большие возможности (потенциальные, по крайней мере) для того, чтобы сделать карьеру, добиться успеха, заработать и наконец найти достойного спутника жизни. В больших городах — большие амбиции, проекты и масса возможностей весело провести свободное время...
Может ли всё это предложить провинция? На самом деле — да, как этот ответ кому-то не покажется странным. Успешный пример показывают крупнейшие предприятия региона — «Северсталь» и «ФосАгро». Они как раз и предлагают молодым профессионалам и захватывающие, достойные проекты, задачи, карьерные перспективы, и достойную зарплату. Правда, в последнее время и на «Северстали» наметился отток воспитанных в Череповце менеджеров в Москву. А вот «ФосАгро» наоборот — привозит своих московских менеджеров работать в Череповец. И это, пожалуй, правильно. Как сказал в своё время в интервью редактору Самолёта нынешний и.о. губернатора Новосибирской области Андрей Травников, до этого последовательно сменивший Череповец на Вологду, Вологду на Санкт-Петербург, а «культурную столицу» опять на Вологду, «жить надо там, где интересно работать».
Вот только, к сожалению, примеров череповецких металлургов, химиков и вологодского политика маловато, чтобы остановить миграцию молодых из Вологодской области и российской провинции вообще. Они обязательно должны дополняться примерами ярких успешных проектов в сфере бизнеса, культуры, образования. Меня очень порадовала задача, которую, по его собственным словам, поставил перед научным сектором ЧГУ его ректор Дмитрий Афанасьев — сделать университет площадкой, где могут реализовать свои амбиции молодые, перспективные «гении».
С другой стороны, на вопрос, почему мэрия Череповца не приглашает на освободившийся пост главного архитектора города кого-нибудь из московского центра современной архитектуры — института «Стрелка», молодой чиновник муниципалитета ответил: «Кто же поедет в какой-то Череповец на зарплату в 80 тыс. рублей?»
Конечно, в «какой-то» Череповец и на такую зарплату не поедет. А если это будет какой- нибудь захватывающий дух своим масштабом проект, взрывающий традиционный облик города? Ведь ехали же сравнительно недавно москвичи и петербуржцы в далёкую Пермь, когда бывший губернатор объявил там настоящую культурную революцию «пермского периода»!
И едут сейчас амбициозные столичные повара в рестораны Баринского и Ремезова, чтобы сделать там себе имя...
Вот почему мне кажется, что Вологодской области для того, чтобы удержать (или вернуть назад) молодёжь, катастрофически не хватает не столько денег, сколько идей для развития. Идей, выходящих за пределы строительства очередного газопровода или даже второго череповецкого моста, поражающих воображение, заставляющих минимум остановиться и задуматься...
Хотя, вполне возможно, что зёрна таких идей уже есть где-то совсем рядом. Остаётся их только найти и поднять. Давайте считать, что этой публикацией СамолётЪ начал большой разговор о проектах будущего нашего региона, и приглашает всех, кому это интересно, к его продолжению.
Юрий Антушевич
СамолётЪ