В Сбербанке работают роботы. Автоматизация рутинных бизнес-процессов вытесняет живых людей
Накануне Сбербанк объявил, что его корпоративно-инвестиционный бизнес Sberbank CIB запустил проект по роботизированной автоматизации оформления кредитных договоров с крупнейшими корпоративными клиентами. На начальном этапе проект реализуется внутри Sberbank CIB, до 1 сентября 2018 года начнется эксплуатация алгоритма на промышленных данных.
Его зовут iCredo
Программный робот с рабочим названием iCredo оптимизирует работу сотрудников Sberbank CIB с кредитными договорами крупнейших клиентов. Это совместная разработка Sberbank CIB (Департамент развития, Департамент кредитования), Центра сопровождения CIB блока «Технологии» и Лаборатории по роботизации процессов Сбербанка.
Использование программного робота iCredo, как отмечают в пресс-службе банка, позволит в 2,5 раза сократить сроки заведения кредитных договоров в системы Сбербанка, минимизировав при этом ошибки, связанные с человеческим фактором, и, как следствие, снизить операционные расходы банка.
Источники Самолёта в Сбербанке поясняют, что роботизированная автоматизация процессов (Robotic Process Automation, RPA) повышает эффективность работы с помощью внедрения алгоритмов для решения стандартизированных задач. С помощью этой технологии Сбербанк открывает счета юридическим лицам, выдает кредиты физическим лицам, обрабатывает исполнительные документы и оформляет отпуска сотрудникам. Благодаря RPA Банку уже удалось сэкономить 75 000 человеко-часов.
Старший Вице-президент Сбербанка, Руководитель Sberbank CIB Игорь Буланцев приветствует процесс «автоматизации рутинных бизнес-процессов», которая, по его словам, «позволяет работникам Банка сосредоточиться на индивидуальной работе с клиентами». Господин Буланцев обещает, что после отработки алгоритмов iCredo на крупнейших корпоративных клиентах Sberbank CIB банковский робот будет подключен к обслуживанию крупного и среднего бизнеса.
iОфициант согласен на безналичные чаевые
Сбербанк известен своими масштабными высокотехнологичными проектами, которые банк инициирует порой в самых неожиданных областях. Например, в начале июля было объявлено о том, что Сбербанк, Rambler Group, GHP Group, а также частные инвесторы Григорий Гуревич и Евгений Малахов создают «Фудплекс» — единую цифровую платформу для ресторанного рынка. «Фудплекс» должен объединить в комплексном решении систему цифрового маркетинга и платежей Plazius, медиасервис и сервис бронирования «Афиша-Рестораны», систему для резервирования столов и работы хостес Smart Reserve, а также разработчика крупнейшей в России и СНГ системы автоматизации ресторанов r_keeper — компанию UCS.
Учредители обещали, что гостям ресторанов станут доступны оплата счета без ожидания официанта, разделение счета на компанию гостей, автоматическое получение персонализированных привилегий и функция безналичных чаевых. Пользователи сервиса смогут выбрать подходящий ресторан, зарезервировать стол, а также сделать предзаказ еды из меню, либо заказать доставку еды на дом или в офис.
Рестораны в свою очередь получат возможность не только лучше понимать и обслуживать своих гостей, но и существенно увеличить свою клиентскую базу, количество заказов и средний чек.
Страна «отчаянно digital ready» людей
Аналитики прогнозируют успех проектам финансовой роботизации. Так, к примеру, заместитель управляющего директора «БКС брокер» Дмитрий Панченко уверен: пользователи, перешедшие на диджитал-потребление в основных сферах жизни, будут минимизировать офлайн-коммуникации и в финансовой. Переломный момент уже произошел, полагает эксперт:
«В России появился кластер „отчаянно digital ready“ людей, готовых к цифровым коммуникациям по любым продуктам. Они готовы покупать онлайн всё — от высшего образования и хирургических операций до автомобиля. Наша консервативная модель развития бизнеса основана на прогнозе, что эта цифра будет в дальнейшем увеличиваться примерно на 10% в год».
В целом ряде сегментов эта доля уже превышает 50%, а значит, создателям сложных продуктов необходимо срочно задуматься о том, как сделать процесс перехода на цифровые финансовые решения и пользования ими на порядки проще.
Рынок активно готовится к переходу на цифровой формат взаимодействия, компании трансформируют бизнес и инвестируют в инфраструктуру в борьбе за новых клиентов. Основные разработки ведутся в следующих областях: внедрение удаленной (биометрической) идентификации, системы быстрых платежей, анализ больших данных и предиктивная аналитика, машинное обучение и искусственный интеллект.
«В этой области Россия может оказаться в числе самых передовых стран», — надеется Панченко.
Сотрудники не помещаются в «экосистему»
Автоматизация и роботизация бизнес-процессов Сбербанка вместе с общей трансформацией кредитной организации в диверсифицированную финансовую «экосистему», которая, как обещает руководство, выйдет далеко за пределы банковских услуг, заставляет банк расставаться с «живыми» сотрудниками. Они в буквальном смысле уже «не помещаются» в новую экосистему.
Причём это не только эксцессы подобные скандалу с увольнением бывшего аналитика «Сбербанк CIB» Александра Фэка за отчёт о «Газпроме». Напомним, что аналитик лишился рабочего места за упоминание среди основных выгодоприобретателей от строительства газопроводов «Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» подрядчиков «Газпрома» — «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаза», около 50% которого принадлежит Геннадию Тимченко и его семье.
На самом деле в процесс кадровой оптимизации вовлечены тысячи людей. Год назад на Всемирном экономическом форуме в Давосе глава Сбербанка Герман Греф заявил, что общая численность сотрудников банка к 2025 году может сократиться в два раза. Причина сокращений, по его словам, — активный перевод услуг банка в цифровую сферу:
«Сейчас у нас 330 тыс. сотрудников, но в 2025 году, я думаю, мы будем иметь половину из них», — цитирует Грефа «Интерфакс».
Антон Юрьев
СамолётЪ