«По пятьдесят?» Вологодские дороги ветшают быстрее, чем ремонтируются
Деньги для «ВАДа»
Накануне ещё 30 км федеральной трассы Вологда — Новая Ладога были признаны несоответствующими требованиям безопасности — допустимая скорость автотранспорта здесь ограничена до 50 км/ч.
Необходимость установки знаков, временно ограничивающих движение на участке трассы Вологда — Новая Ладога от 125 километра (Череповец) до поворота к поселку Хохлово (156 километр) начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог управления дорог «Холмогоры» Сергей Ручьёв обосновал тем, что колейность и дефекты больше допустимых. Таков результат диагностики, проведённой в августе этого года.
А в июле аналогичные ограничения были введены для 11 километров той же трассы от посёлка Шексна в сторону Череповца.
В прошлом году депутаты ЗСО из-за повышенной колейности принимали решение о введении ограничения скорости до 60 км/ч на значительном протяжении федеральной трассы от Шексны до границы Вологодского района. Справедливости ради надо отметить, что сейчас там ведёт работы дорожно-строительная компания «ВАД».
Именно «ВАД» в начале октября сдавал главе Росавтодора Роману Старовойту и губернатору Олегу Кувшинникову капитально отремонтированный 14-километровый участок дороги Вологда — Тихвин (в федеральной классификации Р-21 «Кола»).
14 против минимум 40-ка — нехитрый подсчёт показывает, что пока темпы ремонта и строительства дорог (даже федеральных) в регионе отстают от скорости их ветшания.
Правда и губернатор, и глава Росавтодора обещают «ускорить» ремонты и строительство дорог в 2018 году. Если верить пресс-службе областного правительства, Роман Старовойт, пообещал, что к концу 2018 года дорожники приведут в нормативное состояние все федеральные автодороги, в том числе в Вологодской области.
Деньги на дороги, кажется, есть. Стоимость подрядов того же «ВАД» на вологодских дорогах, ради которых он даже сменил налоговую «прописку», теперь составляет около 13,5 млрд рублей. А ежегодные отчисления в региональный дорожный фонд, по словам губернатора области, увеличились до 5,5 млрд рублей.
Немецкая инфраструктура на голодном пайке
Возможно, для кого-то это станет утешением при всём российском бездорожье, но, как утверждает обозреватель Financial Times Гуи Шазан, в знаменитой своими автобанами Германии многие дороги, мосты и другая инфраструктура находятся в плохом состоянии.
Причина банальна — многолетнее сокращение инвестиций муниципалитетов ради снижения дефицита бюджета.
«Проезжая по мосту через Рейн возле Леверкузена, можно заметить кое-что странное, — пишет Шазан. Это один из ключевых транспортных коридоров Германии, по нему ежедневно проезжают тысячи машин, но среди них нет грузовиков. Для них движение по мосту закрыто с 2012 г., когда были обнаружены трещины в дорожном полотне. Его замена запланирована только на 2020 г».
Маркус Ховер, возглавляющий местную лоббистскую группу перевозчиков VVWL, говорит, что рад этим трещинам, называя их «тревожным звонком для экономики» и памятником инфраструктурному кризису в Германии. Многие дороги, мосты и общественные здания обветшали из-за недостатка инвестиций.
По данным KfW (Банк развития Германии), городам и сельским районам страны не хватает 126 млрд евро инвестиций, в том числе 34 млрд на дороги и 33 млрд на школы. Здесь так и хочется добавить — «Не рублей, а ЕВРО, Карл!».
«Слишком долго Германия была сфокусирована на балансе бюджета и сокращении дефицита, а не на инвестициях», — говорит Хенрик Эндерляйн, вице-президент школы управления Hertie, который помогал готовить экономическую программу СДПГ.
Инвестиции государства упали примерно с 5% ВВП в 1970 г. до минимальных 1,9% в 2005 г. и стабилизировались на уровне около 2%. Правительство рассчитывает, что к 2020 г. они достигнут 5% ВВП, но при этом признает, что средства местных властей в последние годы тратились не на инвестиции, а на сокращение дефицита и достижение профицита бюджета. Многие экономисты критикуют поправки в конституцию, так называемый долговой тормоз, которые ограничили возможности местных правительств наращивать дефицит.
Тем не менее, Ангела Меркель настаивает, что ключевое препятствие для инвестиций — не недостаток денег, а проблемы с планированием. «Мы не можем сейчас тратить деньги, которые у нас есть», — заявила она в июле этого года.
Евгения Васильева
СамолётЪ