«Ладно-Хорошо». Почему 50-е место в Национальном Рейтинге Губернаторов — свидетельствует о прочности политических позиций Олега Кувшинникова
Сравнительно невысокое место главы Вологодской области, как ни парадоксально, может свидетельствовать об устойчивости его положения, по крайней мере, до президентских выборов 2018 года.
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования стали руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март и апрель 2017 года.
Результаты Национального рейтинга получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
Как отмечают составители рейтинга, конфиденциальный статус заочного анкетирования «явился важным способом повышения искренности респондентов».
Вологодский губернатор занял 50 место среди глав российских регионов, расположившись между Томским губернатором Сергеем Жвачкиным и сравнительно молодым Антоном Алихановым, с октября 2016 года исполняющим обязанности главы Калининградской области.
Надо сказать, что в последнее время (как минимум, год — полтора) губернатор Вологодской области во всех подобных исследованиях был далеко не на первых местах. Например, в декабрьском 2016 года рейтинге политической выживаемости губернаторов, подготовленном фондом «Петербургская политика» и холдингом «Минченко консалтинг», о котором писал РБК Вологодская область, Олег Кувшинников, получив «тройку с плюсом», тоже был где-то ближе к концу середины губернаторского списка.
Однако, учитывая последние веяния в отношениях федеральной власти с губернаторским корпусом, невысокие места вологодского губернатора могут скорее свидетельствовать об устойчивости его положения, чем наоборот.
Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), Председатель совета директоров агентства «ИнтерМедиаКом» Алексей Куртов в своём комментарии к рейтингу обращает внимание на тенденцию омоложения корпуса глав российских регионов, на то, что все новые исполняющие обязанности губернаторов обладают профессиональным менеджерским образованием и пониманием — каким образом устроено государственное управление в современной России. Безусловная черта всех новых врио — лояльность нынешнему президенту и курсу, которым он ведёт страну.
«Сегодня к руководителю субъекта федерации предъявляется ряд требований, — отмечает Куртов. — По моей, может быть, не полной информации, кандидатов на этот пост внимательно изучают, тестируют, в том числе и их персональные возможности, начиная от физического состояния, и заканчивая психологическим, включая стрессоустойчивость, умение принимать комплексные решения».
В этом смысле, у Олега Кувшинникова должно быть всё в порядке: он сравнительно молод, полон сил, обладает отменным здоровьем. Он профессиональный менеджер, прошедший суровую школу управления на «Северстали», совмещённую, кстати, с тамошней «школой стрессоустойчивости». Он хорошо представляет себе устройство российского госуправления, пройдя школу работы главой муниципалитета, получив губернаторский опыт. И да, Кувшинников, безусловно, лоялен нынешнему президенту и его курсу, как до того был лоялен предыдущему президенту и его курсу.
Кроме того, у главы вологодского региона нет реальных прямых конкурентов в борьбе за власть. Отчасти потому, что Вологодская область на российском политическом «рынке» не рассматривается ни в качестве привлекательный административного ресурса, ни в качестве ресурса для «кормления».
С таким выводом в целом согласился и вологодский политолог Андрей Патралов, с которым побеседовал редактор РБК Вологодская область. Правда, у Патралова есть и свои аргументы для объяснения той скромной позиции на внутрироссийском политическом поле занял губернатор Вологодской области.
Так политолог указывает на то, что Олег Кувшинников в последнее время явно сбавил обороты в своей информационной политике. Тому есть несколько причин, полагает собеседник РБК:
«Выборы уже прошли и, слава богу. К тому же из Кремля получен вполне внятный сигнал о том, кто в ближайшей перспективе должен быть главным „героем дня“. И это никак не губернаторы».
Напоминает Патралов и о том, что о чрезмерной PR-активности глав регионов (и, связанных с ней затратах) сигнализировал и ОНФ. Олег Кувшинников тоже попал под огонь критики «фронтовиков», правда, по поводу своих затрат на авиаперелёты. Но решил заодно сократить и медиа-активность — на всякий случай.
Кроме того, говорит Андрей Патралов, в последние годы значительную медийную активность проявляют только те губернаторы, которым предстоит участвовать в выборах. Либо те главы регионов, у которых существуют реальные конкуренты за экономические или человеческие ресурсы. У Кувшинникова такой мотивации быть ярким в медиасреде нет.
«Более того, — поясняет политолог, — Олег Александрович продолжает последовательно решать одну важную задачу — вытаскивать область из финансовой долговой ямы. Это работа, связанная с деньгами, а деньги, как известно, „любят тишину“. Кроме того, громкие истории о том, как губернатору удалось заместить очередной дорогой коммерческий кредит дешёвым бюджетным, у коллег по цеху, не вызывают никаких других эмоций, кроме зависти».
Но все эти расклады и соображения, полагает Андрей Патралов, действуют лишь до определённого момента — даты президентских выборов 2018 года. И дальнейшая судьба губернаторов будет во многом зависеть от того, что произойдёт в этот день.
Юрий Антушевич
РБК Вологодская область
СамолётЪ