Мы не одни
При всей драматичности последних допинговых скандалов в отечественной легкой атлетике, российские антидопинговые чиновники не считают, что в стране ситуация с применением запрещенных средств является катастрофической. Скорее она находится на уровне больших спортивных держав...
Допинговые скандалы в последний год сотрясают российскую легкую атлетику, и самые громкие из них касаются сборной по спортивной ходьбе. Летом 2014 года была дисквалифицирована чемпионка мира и Олимпийских игр Елена Лашманова, а новый год начался с обнародования имен целой группы ходоков, уличенных в применении запрещенных препаратов.
В январе РУСАДА по показаниям биопаспортов аннулировало отдельные результаты в периоды с 2009 по 2012 год и вынесло дисквалификации ходокам Ольге Каниськиной, Сергею Кирдяпкину, Валерию Борчину, Сергею Бакулину и Владимиру Канайкину.
«Профайлы спортсменов были получены централизованно после начала расследования РУСАДА в центре Центра олимпийской подготовки (имени Виктора Чегина в Саранске), — рассказал исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев, слова которого приводит „Р-Спорт“. — Структура нарушений или системность в нарушениях была очевидна. Когда эксперты рассматривали паспорта, было видно, о какой манипуляции идет речь».
Расследование деятельности Центра олимпийской подготовки в Саранске велось с лета прошлого года, а осенью был отправлен в отставку его директор Виктор Колесников. Его место заняла Каниськина, которая после публикации данных о дисквалификации вынуждена была оставить пост.
Один же из главных участников допинговых скандалов — тренер Виктор Чегин — по-прежнему работает в центре, а единственным его наказанием стало отстранение от работы со сборной России на прошлогоднем чемпионате Европы. Специалист же отправился в Цюрих самостоятельно, а российские ходоки завоевали там золото, серебро и две бронзы в трех дисциплинах и отметили, что своими успехами они обязаны тренеру.
Камаев рассказал, что расследование происходившего в Центре олимпийской подготовки продолжается и возможны новые решения. «Если говорить о серьезном прецеденте такого масштаба, как в Саранске, то это многоуровневая работа, — отметил он. — Говорить о конкретных сроках я бы не стал. В рамках расследования могут появляться факты и быть предприняты шаги, в том числе дисквалификации. Дело Лэнса Армстронга заняло больше двух с половиной лет. Наш случай не менее сложный».
Зарипова не отстоит золото
Еще одним допинг-ударом по российскому спорту стала дисквалификация за нарушение антидопинговых правил олимпийской чемпионки 2012 года в беге на 3000 метров с препятствиями Юлии Зариповой. В отличие от ходоков, тут речь идет о том, что спортсменка может быть лишена своей олимпийской награды, соответствующее решение должен вынести Международный олимпийский комитет.
«Мы рассмотрим этот случай, — заявлял ранее президент МОК Томас Бах. — Если дисквалификация касается итогов Олимпиады или отбора на Игры, то МОК примет меры».
Такое заявление прозвучало как приговор: олимпийского золота Зарипова лишится. При этом, в отличие от ходоков или дисквалифицированной не из-за данных биопаспорта, а попавшейся на запрещенном препарате семиборки Татьяны Черновой, бегунья могла оспорить свое наказание.
«У Зариповой по биопаспорту была достаточно сложная ситуация, — отметил Камаев. — Она находилась с нами в постоянном диалоге, предоставляла факты, пытаясь опровергнуть полученную нами информацию, и рассмотрение дела этой спортсменки заняло больше времени. Технологически рассмотрение этого случая отличалось от ходоков, поэтому решение было принято несколько позднее».
Рио может стать миражом
Случаи с ходоками, Зариповой и Черновой, отставка Валентина Балахничева с поста президента Всероссийской федерации легкой атлетики и приостановление им деятельности на посту казначея Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Откуда еще ждать удара по российской легкой атлетике? Ведь теоретически возможна даже такая ситуация, когда российские легкоатлеты вообще могут быть отстранены от участия в Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро.
Решение об этом может быть принято только IAAF, которая ранее объявила, что ее комитет по этике проверит все факты о допинге в российской легкой атлетике, показанные в фильме ARD. Свою комиссию по расследованию фактов, изложенных в передаче на немецком телеканале, создало и Всемирное антидопинговое агентство (WADA).
«Это абсолютная и полная компетенция международной федерации — лишение аккредитации дисциплины или национальной сборной по виду спорта, — рассказал Камаев. — Федерация выносит решение на специальный дисциплинарный комитет. У нас в России такие случаи были — например, с академической греблей».
Допинг в России
При всей драматичности происходящего, российские антидопинговые чиновники не считают, что в стране ситуация с применением запрещенных средств является катастрофической. Скорее она находится на уровне больших спортивных держав, к которым и внимание более пристальное.
«В России число дисквалификаций высокое, но оно соответствует числу наших медалей. Кому многое дается, с тех много спрашивается», — сказал Камаев, отметивший, что «не может назвать страну лидером по количеству дисквалификаций».
По его словам, при том, что полностью искоренить допинг в спорте невозможно, задачей РУСАДА является повышение внутреннего контроля: «Чтобы полностью исключить случаи попадания употребляющих допинг спортсменов на соревнования высокого уровня».
Большой риск для российских спортсменов связан с применением биологически активных добавок (БАД), считает заместитель генерального директора по международному сотрудничеству РУСАДА Игорь Загорский. Атлеты применяют их во время тренировок и при восстановлении после соревнований.
«Огромное количество выявленных случаев было из-за этого, — рассказал он. — Но сформировать конкретные рекомендации международное сообщество пока не в силах. Нами была создана добровольная сертификация продуктов БАД, которые есть на рынке, чтобы спортсменам получить какой-то ориентир. Мы все понимаем, что вряд ли откажутся от БАД, поэтому проблему надо решать».
Сергей Бесков, Андрей Кульянов
«РМ»