Из жизни денег. Какой ставки ждать от ЦБ и что об этом думают россияне?
На заседании в пятницу, 20 декабря ЦБ решит, что делать со ставкой. В текущей ситуации, с растущей инфляцией и негативных трендах в других макроэкономических переменных сохранения 21% не ждет почти никто, вопрос в том, поднимет ли регулятор ставку до 23% или же сразу до 25%.
Во всяком случае консенсус прогнозы деловых изданий указывают на наибольшую вероятность того, что ключевая ставка вырастет на 2 п.п. В пользу именно такого решения «говорит» инфляция, пробившая верхнюю границу прогноза и приблизившаяся к 10% в годовом выражении, высокие инфляционные ожидания населения (13,4%) и ослабление рубля. Эксперты, ожидающие от ЦБ относительно умеренных действий, указывают на то, что повышенная до этого три раза подряд ставка начинает действовать с ожидаемым лагом — кредитование, и не только населения, уже замедляется.
В пользу шага в 2 п.п. говорит и недавнее заявление председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной о переломе и в корпоративном кредитовании. По её мнению, вскоре после этого денежно-кредитная политика наконец достигнет «требуемой жесткости».
Почему 25%?
У тех, кто считает, что ставка вырастет до уровня в 24-25%, свои аргументы. Например, главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков, предсказывающий именно такой расклад, полагает, что ЦБ повысит ставку до максимума, ещё не убивающего экономику. Главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Фёдоров считает, что повышение до 23% результата не даст просто потому, что с ростом ставки эффективность этого инструмента снижается.
Рост ставки до 25% допускает и главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «В конце октября, когда был прогноз по инфляции на конец года 8–8,5%, Набиуллина говорила о том, что они не исключают еще повышения на 200 б.п. А мы сейчас идем на инфляцию 10%», — объясняет она. В таком случае эксперт не исключает, что в 2025 году ЦБ уже не будет ужесточать денежно-кредитную политику. Того, что 25% будет пиком, ожидают некоторые другие эксперты.
старший аналитик УК «Первая» Наталья Ващелюк считает, что регулятору целесообразно ужесточить политику сильнее консенсуса. В этом случае его решение окажет большее влияние на экономику и сформирует более правильные ожидания у бизнеса и рынков.
Государственная целесообразность или business as usual
У коллизии с повышением ставки есть важный политический аспект. Дело в том, что на ЦБ сейчас оказывается серьёзное давление, как со стороны властей, так и со стороны бизнеса – и те, и другие недовольны ростом ставки, делающим недоступными кредиты и тормозящим инвестиции.
На недавнем форуме «Россия зовет!» Владимир Путин вновь выдал кредит доверия Набиуллиной, но заодно потребовал от неё фактически невозможного: снижения инфляции при росте денежной массы за счёт роста предложения в экономике и производительности труда. Такое в условиях санкций является вещью совершенно недостижимой.
Близкий к властям ЦМАКП считает, что именно ставка (а не зарплаты) является главным фактором инфляции и что ее нужно снизить до 15–16% к середине 2025 года. В противном случае, по оценке института, экономика упадет в стагфляцию, из которой быстро выйти не сможет.
В такой ситуации повышение Центробанком ставки до 23% или 25% в пятницу можно считать признаком того, что регулятор устоял перед давлением и в целом сохранил самостоятельность, принимая решения business as usual. А вот сохранение уровня ставки на 21% и тем более кажущееся невероятным её снижение будет выглядеть очень тревожным сигналом без убедительных объяснений со стороны регулятора.
А нам – всё равно?
Наверное, да. Во всяком случае декабрьское исследование экспертов РАН, которые провели онлайн-эксперимент среди населения, изучив, как изменение ставки ЦБ влияет на финансовые установки, показывает – только 10% россиян верят в то, что повышение ключевой ставки способно снизить инфляцию, а с утверждением, что это позволяет избежать экономического кризиса, согласились 16%, следует из результатов исследования.
Для подавляющего же большинства жителей страны ключевая ставка любого уровня будет выглядеть как «ставка президента» - они её если и не одобрят, то примут как должное. А всё потому, что населением владеет сейчас то, что принято называть «выученной беспомощностью».
В исследовании РАН это описано более дипломатично: «Рост неопределенности будущего и невозможность оценить риски финансовых решений, низкая оценка способности контролировать свою жизнь, а также высокие инфляционные ожидания при отсутствии накоплений у двух третей россиян приводят к снижению готовности людей менять уже сложившиеся установки экономического поведения».
Ставка оставляет россиян равнодушной. Беспокоит их другое. К примеру, подозрения, что политика финансово-экономических властей недостаточно согласована и даже разнонаправлена. То, что они, граждане, понятия не имеют, какие цели и задачи среднесрочного и долгосрочного развития России в сфере экономики и финансов ставит и хочет решать начальство. И главное, почему бодрая риторика президента и высших чиновников по поводу экономики и финансов плохо «бьётся» с динамикой изменения магазинных ценников…
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ