«Пулемёт» Дегтярёва в чехле. У Олимпийского комитета России появился новый президент
Наверное, не случайно выборы президента ОКР совпали по времени с чемпионатом мира на короткой, воде, проходящим в Венгрии, где наши пловцы, пусть и в нейтральном статусе, но показали себя вполне боеспособной командой, завоевав уже три золота, серебро и несколько бронзовых медалей. И это после двух лет отстранения от всех международных стартов. Можно представить, как выступили бы наши ребята, если бы эти годы не были потеряны для нашего спорта... Потому что нельзя не заметить, что отсутствие опыта крупных стартов и соперничества с сильнейшими атлетами мира сказалось на результатах наших спортсменов.
Никакие «альтернативные» состязания — ни внутрироссийские, ни «международные» вроде Игр БРИКС или отменённых Игр Дружбы, оказались не способны заменить нормальные мировые и европейские старты, не говоря уже об олимпиадах.
И вот, похоже, концепция меняется — Россия, продолжающая сурово огрызаться на всех других направлениях, именно в спорте заново учится быть дружелюбной и благожелательной. Начать решили с изменения организации и риторики.
И вот новый министр спорта, который с самого своего назначения объявил о начале процесса спортивно-финансовой «консолидации» («как в СССР»), теперь берёт в руки ещё и Олимпийский комитет России, чтобы снять и с него международный блок и превратить мирное оружие спортивной дипломатии. Этакий «пулемёт в чехле», которым сподручнее раздвигать границы и поднимать шлагбаумы. «Пулемёт» Дегтярёва добавили бы мы...
И, наверное, то, что на роль нового президента (пока что ОКР?) выбрали министра Михаила Дегтярёва не случайно. Конфуз предыдущего главы комитета Станислава Позднякова, сумевшего благодаря конфронтационной риторике очень быстро и серьёзно рассориться с МОК, показал, что ещё одна подобная несамостоятельная фигура во главе ОКР наш спорт не выручит. Нужен кто-то посерьёзней. И на долю Дегтярёва выпала роль руководителя, который должен совместить в одном лице одновременно и Чапаева, и комиссара Фурманова. То есть, конечно, быть «впереди, на лихом коне», но в то же время и «думать, а не просто шашкой махать».
Такой кульбит не каждому под силу. Но, наверное, новый единогласно избранный в пятницу президент, справится.
С риторикой у него уже всё в порядке. В своей первой речи, как отмечают очевидцы, он уже сумел довольно тонко встроить себя в перечень всех без исключения президентов ОКР, при этом не особо не выделяясь. Что, пожалуй, должны оценить люди в Олимпийском движении, весьма чувствительные к таким нюансам.
Дальше больше — Дегтярёв сходу обозначил главную цель, явно одобренную в Кремле: «Сегодня российский спорт сталкивается с беспрецедентным внешним давлением. Тысячи наших спортсменов подвергаются дискриминации. Цель этих санкций очевидна: не только дискриминировать наш спорт, но и спровоцировать нас на ответные действия, заставить хлопнуть дверью. Результат этого предсказуем: возвращение России на мировую спортивную арену после самоизоляции было бы фактически невозможным — просто некому будет выступать на том высоком уровне, к которому наш национальный спорт шел более ста лет. Чтобы избежать этого фатального сценария, сейчас особенно важно не поддаваться лишним эмоциям и сохранить для наших атлетов любую возможность завоевывать медали на международных соревнованиях и привозить их домой — в Россию».
Укрепляя образ главного спортивного «миротворца», новый президент призвал поддержать наших спортсменов, пытающихся вопреки всему выступать на международной арене: «Они от российского гражданства не отказываются, во всем мире знают, какую страну они представляют. И мы не должны создавать для них дополнительные препятствия изнутри».
И наконец: «Нам пора прекратить агрессивную риторику в адрес наших международных коллег. Многие из них, в том числе и члены МОК, давно поняли, что глобальный спорт без России „не летит“. Во время многочисленных неофициальных контактов они прямо говорят, что хотят возвращения России в международное Олимпийское движение».
Трудно было себе представить, что это говорит наш, российский министр, а не какой-нибудь не помнящий родства иноагент, призывая отказаться от большей части того, что последние три года суть работы отечественных спортивных чиновников (некоторые из которых даже предлагали сбросить ядерную бомбу на олимпийский Париж).
А теперь главный (уже во всех смыслах) спортивный начальник призывает проводить разные «Игры БРИКС, Игры ШОС, Игры будущего, Союзные игры и другие соревнования... не вместо, а вместе с традиционными международными состязаниями и в соответствии с международным спортивным календарём».
Господин Дегтярёв заявил, что «для эффективной реализации этих и других задач необходимо оптимизировать процессы управления в нашем национальном спорте и создать единый канал связи с международным спортивным сообществом».
По сути, речь идет о формировании «одного окна» и единого юридического, медийного штаба по всем спортивным вопросам. Это позволит вести многосторонние переговоры и постепенно расширять равноправное международное спортивное сотрудничество. Это ключевая составляющая процесса возвращения России в мировой спорт. При этом автономность Олимпийского комитета России будет сохранена. Никакого объединения Минспорта и ОКР не будет. Речь идет о единых и согласованных действиях в интересах возвращения России в международное Олимпийское движение«.
И не просто возвращения, с полноценным участием наших спортсменов и занятием нашими представителями ключевых высот в «органах управления международных спортивных организаций».
Помогать в этом новому президенту ОКЗ будут «титаны» не только спорта, но и бизнеса, такие, как господа Олег Белозёров (РЖД), Дмитрий Мазепин («Уралхим») и Петр Фрадков (Промсвязьбанк«), ставшие недавно руководителями крупнейших федераций — гимнастики, водных видов и лёгкой атлетики, соответственно. А в пятницу — ещё и вице-президентами ОКР.
Что ж, теперь у ОКР есть новый президент, Стратегия развития Олимпийского комитета России — стадии разработки. Осталось ждать новых больших международных успехов отечественного спорта.
«Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»
Сергей Бесков
СамолётЪ