Добро пожаловать в «мир воюющих царств». На череповецком экономическом форуме обсудили готовность бизнеса и власти жить в условиях суверенной экономики
Робот под «крышей»
До заседания в коридорах Дворца металлургов можно было познакомиться с экспонатами выставки региональных промышленных инноваций. Сплошь актуальных и импортозамещающих. Вот, к примеру, пластмассовая продукция одной из череповецких фирм, штампующей, кажется, всё — от придорожных водостоков до крыш кабин тракторов производства, к примеру, ЧЛМЗ. Вспомнилось, как директор этого ЧЛМЗ Владимир Боглаев ещё пару лет назад сетовал, что чиновники Минпромторга не хотят на эту «импортозамещённую» кабину зачислять баллы, необходимые, чтобы его, собранные в Череповце тракторы «Беларусь» были признаны российской продукцией (со всеми полагающимися бюджетными преференциями). Директор тогда говорил: чиновники не считают кабину важной частью трактора, мол, случись что, и без крыши можно землю пахать...
А вот вологодский робот-сварщик — видно, что «рукастый», а главное, недорогой, всего три миллиона за штуку — это почти годовая зарплата живого сварщика.
И таких, и даже лучших образцов, участники навезли целый коридор. Удивительно, что народа у стендов было совсем немного. Хотя руководитель регионального отделения РСПП Сергей Ковряков скажет потом, что уверенно себя может чувствовать только тот малый или средний бизнес, который научится что-то импортозамещать, и тот крупный бизнес, который окружит себя такими импортозаместившимися поставщиками...
«Обеспечивай народ зарплатой!»
Вступительное слово мэра Череповца Вадима Германова было коротким, но ёмким. Как опытный человек и руководитель, он сходу обозначил главные болевые точки экономики. Звучало это, если коротко пересказать, так: инвесторов у нас полно, а работников для них не хватает.
Вадим Евгеньевич советовал инвесторам, во-первых, не скупиться на зарплату для работников, а, во-вторых, помимо денег придумывать ещё какой-нибудь привлекательный бонус. Например, возможность получить жильё — такую с некоторых пор имеют водители муниципальных транспортных предприятий. Говорят, от желающих в водители теперь отбоя нет...
Символ преодоления санкций
Потом слово взял брат министра обороны. Дмитрий Рэмович не стал ничего скрывать от присутствующих: спокойная однополярная гармония закончилась, и мир, констатировал Белоусов, вступил период «сражающихся царств». Такое уже не раз бывало в истории — в начале прошлого века (Первая мировая война, плавно перешедшая во Вторую) и в начале века позапрошлого (наполеоновское нашествие, закончившееся «Битвой народов»).
Вот и сейчас государства будут конкурировать друг с другом за рынки и ресурсы, то вступая с ситуационные союзы, то враждуя. Экономики их неизбежно будут становиться всё более «суверенными». И их союзниками больше уже не будут ни истощившаяся по всему миру демография, ни становящийся всё более непредсказуемым климат.
В таких условиях спасительным может быть только технологическое развитие с опорой на собственные силы и собственные деньги, которых, к тому же, будет меньше — однажды запущенный энергопереход будет неизбежно уменьшать сырьевую ренту, до сих пор щедро питавшую Россию.
Единственный выход, по мнению Белоусова, в опережающем технологическом развитии и инвестиции в технологические инновации. Примерно такие, как мы видели в коридоре форума, и, желательно, ещё лучшие...
То, о чём приехал рассказывать в Череповец Дмитрий Рэмович, на самом деле уже происходит — в экономике страны реализуется макроэкономическая идея его брата — Андрея Рэмовича, родившаяся ещё в бытность его руководителем ЦМАКП — чтобы запустить рост, нужно повышение производительности, для этого необходимы капитал и технологии. Взять их пытаются в «производстве металлических изделий без учёта машин и оборудования», стараясь влить туда побольше бюджетных денег в ожидании, что там сделают «инновации», которые потом распространятся по другим секторам экономики.
Мысль понятная и логичная — но пока что распространения инноваций и роста производительности «в других секторах» явно не достаточно. Согласно данным Росстата, объём выпуска в промышленности с середины 2023 года вырос на 4,3 п.п. Но, по оценке всё того же ЦМАКП, если из этой динамики исключить такие сектора, как «производство готовых металлических изделий», «электронных и оптических изделий», «прочих транспортных средств», то объём выпуска в промышленности увеличился лишь на 1 п.п.
Зато из-за того, что «ресурсы» ушли туда, где за них платит правительство, с их нехваткой столкнулся и «потребительский сектор». Что стало действительной причиной неостановимого роста цен: нет роста предложения, зато есть рост спроса — в результате получаем рост цен.
Сегодня ЦМАКП предлагает понизить ключевую ставку. Но это, отмечают эксперты, вовсе не будет автоматически означать роста инвестиций в производство потребительских товаров — потому что рост такого производства на самом деле противоречит выполнению главной задачи, на решении которой сосредоточено правительство — любой ценой увеличить производство «металлических изделий без учета машин и оборудования» (как выражается Росстат). Для правительства рост «процентов ВВП» уже превратился в символ преодоления «экономических санкций» и доказательство устойчивости экономики.
Будущее не определено
На призывы к бизнесу наращивать инвестиции Сергей Ковряков реагирует спокойно, даже философски. Заметив, что промышленный сектор экономики страны «никогда не жил спокойно», — постоянно сталкиваясь с проблемами. И научился рассматривать их как возможности.
Судя по выступлению представителя РСПП, бизнес не против инвестиций. Он и сейчас их делает — по необходимости и «на свои». Но если государство как-то поможет: понизит ставку, сделает что-то с санкциями или развернёт бюджет в сторону других отраслей, инвестиции могут возрасти существенно.
Модернизация экономической модели сейчас обсуждается не только в Череповце. Накануне местного форума экономическую модель России обсуждали на Столыпинском форуме в Москве.
Главное предложение, которое высказал председатель координационного совета Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Титов, заключается в том, чтобы сконцентрироваться на приоритетах — тех, где российские компании сильны на внешнем рынке. А государство должно обеспечить таких бизнес-лидеров долговым капиталом, инвестиционными льготами и инфраструктурой, и, что не менее важно, гарантиями собственности.
При этом, правда, была сделана важная оговорка — это модель для «постконфликтного времени». Когда оно наступит.
Тот же Ковряков говорит, что «будущее не определено». А форум в Череповце назван «Горизонт-2050». Неужели ждать придется так долго?
Юрий Антушевич
СамолётЪ