Из жизни денег. Кредит льготный «урезанный»

Минфин режет субсидии по кредитам бизнесу. Решение правительства жёстко ограничить субсидирование кредитных ставок наверняка предопределит начало настоящих битв за место в перечне исключений в перечне, появление которого практически предопределено.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

«КоммерсантЪ» обратил внимание на опубликованный Минфином проект постановления правительства о переходе к фиксированной субсидии: не более 5 процентных пунктов по обязательствам, принятым в 2025–2026 годах, и 3 п.п. с 2027 года.

Ограничение коснется абсолютно всех субсидируемых кредитов, отраслевых исключений тоже нет — во всяком случае, пока. Не попадут под новые правила только долгосрочные проекты — ГЧП, СЗПК и концессии, а также кредиты с особым решением президента.

«Такая корова нужна самому»

Очевидно, в основе мотива финансового ведомства лежит представление о том, что чем выше ключевая ставка, тем обременительнее субсидии для бюджета. Сейчас для них фактически не существует ограничений: в самую массовую программу льготного кредитования бизнеса заложена итоговая ставка 13,5% для малого и среднего бизнеса, а это значит, что при текущих рыночных ставках государство обязано покрывать почти половину стоимости кредита. Избранным — например, оборонке с эффективной субсидированной ставкой 5% — приходится компенсировать еще больше. Всего же, как напоминает издание, льготных программ 65.

Суммы получаются значительные даже в масштабах всего госбюджета: 1,5–2 трлн рублей в год при суммарных кредитах по субсидируемым программам порядка 15 трлн рублей на первое полугодие. Действующий трехлетний бюджет между тем сверстан из ключевой ставки 15,1%, то есть таких денег в нем заведомо нет. Неудивительно, что министр финансов Антон Силуанов недавно говорил и о будущем пороге отсечения ставки, ниже которого заемщику придется обслуживать кредит самому.

Суммы получаются значительные даже в масштабах всего госбюджета: 1,5–2 трлн рублей в год при суммарных кредитах по субсидируемым программам порядка 15 трлн рублей на первое полугодие. Действующий трёхлетний бюджет между тем свёрстан из ключевой ставки 15,1%, то есть таких денег в нём заведомо нет. Неудивительно, что министр финансов Антон Силуанов недавно заговорил и о будущем пороге отсечения ставки, ниже которого заемщику придётся обслуживать кредит самому.

Стоит подчеркнуть также, что макроэкономический эффект от установления жёсткого порога субсидирования заключается в усилении реакции экономики на изменение ключевой ставки Центрального банка.

«Неограниченное» льготное кредитование делает заёмщиков невосприимчивыми к повышению ставки, что приводит к увеличению денежной массы и провоцирует ужесточение денежно-кредитной политики, как отмечал регулятор в «Основных направлениях».

При этом снижение ставки для одних заёмщиков сопровождается её повышением для других, а в итоге за льготный кредит расплачиваются как налогоплательщики, так и те, кто не получил льготу.

Правило исключений

Вероятно, что оформить льготный кредит на более выгодных условиях будет легче — просто потому, что объём доступных субсидий увеличится. Другое дело, текущие процентные ставки делают все кредиты - как рыночные, так и субсидированные недоступными по новым правилам. Поэтому следует ожидать ожесточённой конкуренции за возможность попасть в список исключений, который, скорее всего, точно будет сформирован.

Подготовил Илья Неведомский

СамолётЪ

Поделиться
Отправить