Квадратный метр. Японские хрущёвки и реновация (часть 2)
И в результате, отмечают авторы телеграм-канала «Внучка Джейн_Джекобс», кварталы «хрущёвок» начали превращаться в гетто для бедных стариков, семей с низкими доходами, мигрантов...
Как это было устроено в начале
На первых порах государство решало простую задачу — нужно много жилья на доступной земле. Большие куски выкупались у фермеров и застраивались фактически только жильем. В ту пору было не до инфраструктуры и разнообразного наполнения. Максимум, что возможно было организовать — автобусное или жд сообщение с центрами старых городов, небольшую торговлю в центре и зеленые зоны. Но урбанисты/архитекторы не дремали и толкали государство к более объемным моделям.
Новые города
В начале 1960-х правительство выпускает корпус документов, посвященных новому подходу к освоению территорий. Теперь Корпорация должна заниматься не просто строительством жилья, но обустройством больших территорий, подведением туда коммуникаций. Основная цель — создание новых полноценных городов-спутников. Так как частная собственность на землю никуда не девалась и желание быстренько перепродать землю тоже, режим торговли землей и недвижимостью в таких спутниках был довольно строгим. Вводилось требование построить все, что запланировано на купленной земле в течение 5 лет. А перепродавать землю и недвижимость можно было только спустя 10 лет после покупки и только с согласия местной власти. Первый (https://senri-nt.com/ourtown/en/) такой построили возле Осаки.
Страна другая, проблемы те же
К середине 1970-х дефицит жилья удалось погасить. В 1973 году уже вакантность оценивалась на уровне 5%. Средняя площадь квартир постепенно росла — с 39,5 до 45,6 к 1973 году. Жилье в основном покупали, в конце 1960-х от всего жилфонда 60% было в собственности. Эта пропорция кардинально потом и не менялась, еще в районе 25% жилфонда — это частные арендные дома. Тем не менее у жилья в данчи были и недостатки — отсутствие центрального отопления, плохая шумоизоляция, недостаток рабочих мест и социальной инфраструктуры, плохая транспортная доступность крупных центров. Социальная изоляция, женская безработица также играли не на руку популярности такого жилья.
Скорее исключение, чем правило
Для полноты картины нужно понимать, что государственное строительство жилья было не то что не ведущим, но вообще за первые 30 послевоенных лет смогло выдать на гора всего 35% ввода жилфонда. Остальные 65% вводились силами коммерческих застройщиков.
От количества к качеству
В 1976 году Япония принимает очередной 5-летний план по строительству. И основная мысль в нём — «сохранить количество, улучшая качество». И на этом формально история данчи как инструмента решения жилищной проблемы заканчивается. Но не заканчивается, естественно, история самих кварталов.
Действительно временное
Данчи всегда строились и воспринимались как некий временный эпизод в жизни страны. С одной стороны, они обеспечивали устойчивую ступеньку в жилищной лестнице — от дешевого арендного жилья до собственного частного дома. С другой стороны, никто не видел в этих домах нечто, что должно стоять веками. Постепенно к этим зданиям интерес стал угасать, коммерческие застройщики шли дальше, предлагали лучше. А относительно стабильный экономический рост давал возможность постепенно улучшать жилье (для справки по опросам 2004 года 90% крупных компаний давали своим сотрудникам внутренний заём на покупку жилья).
Закат эпохи
В 1990-х годах экономический кризис оказался чувствительным для тех, кто не успел обзавестить собственным жильем, их покупательную способность откинуло на несколько уровней назад и они стали основными клиентами «арендных» частей данчи. Постепенно в кварталы стали переселяться пожилые люди, не готовые платить за частное арендное жилье, семьи с низкими доходами, мигранты.
А потом снова пришло государство.
Продолжение следует
СамолётЪ