«Это другое». Почему в случае с YouTube в России не действует защита конкуренции
Предыдущая их попытка получить ясный ответ от Роскомнадзора, замедляет он в реальности YouTube или нет и на каком основании, закончилась тишиной в публичном пространстве. Неофициально же провайдеры получили письма, в которых РКН предупредил их о возможных санкциях (вплоть до лишения лицензии), если они будут экспериментировать с трафиком YouTube, пытаясь его ускорить.
И вот теперь провайдеры решили зайти с другого бока: ассоциация «Ростелесеть», которая объединяет более 200 региональных операторов связи, пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС): организация просит возбудить производство по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» из-за создания «дискриминационных условий для операторов связи путем неравномерного замедления работы видеоплатформы YouTube, поисковой системы Google и ее сервисов»; признать виновными лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, а также принять меры для устранения нарушения. Жалоба, с которой ознакомился РБК (её подлинность подтвердили в ассоциации), была направлена в службу 12 сентября.
Замедление сказывается больше на проводных сетях, что дает преимущество сотовым и подрывает принцип свободного рынка, утверждает отраслевая ассоциация. Операторы справедливо указывают, что понятия «замедление интернета» в законодательстве нет, а сайт YouTube не относится к запрещенным. Соответственно, «ГРЧЦ и Роскомнадзор не имеют права по собственной инициативе осуществлять действия по ограничению доступа к информации».
Позиция операторов понятна, считает глава Russian Mining Company, общественный интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, они хотят знать, почему замедляется YouTube и на каком основании, по какому решению. Им хочется понять, почему на разных сетях он замедляется по-разному, из-за чего происходит переток клиентов, что вполне естественно, от тех операторов, на сетях которых замедление происходит, к тем операторам, у которых не происходит.
«Поэтому, вероятно, абсолютно логично для рынка, для компаний, операторов связи разобраться в этом вопросе. Всё должно работать по единым правилам и должно быть понятным и прозрачным и для абонентов, и для операторов связи, и для органов власти, которые контролируют или следят за рынком», — отмечает эксперт.
Наивному интернет-омбудсмену, всерьёз полагающему, что «всё в экономике должно быть прозрачно и работать по единым правилам и быть прозрачным» публично ответил опытный человек, бывший замминистра связи, а ныне — президент Фонда информационной демократии Илья Массух:
«Я не вижу тут какой-то серьезной дискриминации, все-таки у нас люди не только YouTube смотрят и не только ради него проводят проводной интернет домой или беспроводной, поэтому вряд ли какой-то орган будет заниматься этим делом с точки зрения защиты конкуренции и дискриминации».
Скорее, по мнению экс-министра, в какой-то момент начнет замедляться и мобильный трафик для YouTube.
То есть, надо понимать, в переводе с туманного государственного языка на язык обывателя, дело не в конкуренции — здесь «другое»: некие высшие государственные интересы, причём секретные, раз о них ни одно ведомство не готово заявить прямо. И нечего шастать от оператора к оператору в поисках лучшего качества видеосервиса, ведь не для этого же вы подключались дома к проводному или беспроводному интернету, правда?
«А для чего же?» — может ошарашенно спросить обыватель. Тут-то государство ему и ответит словами управдомши из «Бриллиантовой руки», фильма, до сих пор остающегося настоящей энциклопедией жизни в СССР/России: «Газеты надо читать!»
Илья Неведомский
СамолётЪ